Новости прихода

Беседа о благодарности

Тому, кто успешен, трудно уйти от гордости, от страстей. А неуспешному все равно. Когда мы неуспешны, мы радуемся тому, что уходим от многих испытаний. Дай вам успех – вы бы здесь не сидели, а сидели где-то там… В современном мире успех – это пропасть. Только зацепись, повезло… Верующий человек будет раздваиваться, убегать от этого. Но для него успех не будет тем, чем он будет для человека без Бога. А человек без Бога использует успех для своих страстей. Он благоразумно ищет какого-то равновесия, но так хочется всего попробовать, всем насытиться и пресытиться, что ужас. Отец Паисий Святогорец говорит, что когда человек не имеет этих искушений – он блажен. Он не знает грязи. Он знает немного грязи, но ему не удается ее почерпнуть. А тому, кому удается, достается тоска. Ему можно всего попробовать, всем насытиться. Христианин сам себя ограничивает, чтобы не искушаться. Об этом сегодня много говорил отец Паисий. Христианская жизнь, Евангелие – это пребывание в рамках. Если увидишь это – залезешь туда. Если расширишь рамки – будет одно искушение. Верующий мысленно расширяет рамки, внешне – неудобно. Если бы вы посмотрели, как внутренне расширены рамки у верующего – умерли бы от ужаса. Пока вы себя не ограничите, вы не сможете ничего увидеть. Евангелие так хорошо держит нас в рамках, что мы как через бинокль видим далеко, в вечность. Если раздвинуть бинокль, вы видите что-то? – Ничего, ноль. Вот что такое вера. Ограничиваю себя – значит верю. Я говорю об ограничении в чувствах, мыслях, желаниях. Самая большая красота – это покаяние. Маленькая красота – маленькое покаяние, большая – большое. Пока вы не ограничите в душе, чувствах, мыслях желание – вы не будете видеть красоту. Откуда она к нам придет, если у нас расширены рамки. Если вы допускаете в сердце все подряд мысли, желания – вы не будете видеть и не сможете поверить. Возьмите бинокль, разведите стекла – и будете видеть то, что видите и без бинокля. А если его сузить – будете видеть или далеко, или тонкие вещи. Как прокаженный славил Бога? Не за то, что Бог, скажем, создал Вселенную. Он славил Бога за то, что увидел контраст между жизнью без Бога и жизнью с Богом. Жизнь без Бога – это жизнь без покаяния. А жизнь с Богом – одно покаяние. Почему мы страждем и уподобляемся девяти неблагодарным прокаженным? – Потому что для нас наши грехи – это нормально. Мелкие грехи. Нет же смертных грехов! Вот, всего лишь мысли, раздражение, недовльство, смятение, осуждение… И мы говорим, что не в чем нам каяться. Мы счастливы, что каждую минуту нам есть в чем каяться. Счастье в покаянии, в благодарении. Кто может благодарить? – Творение Творца, которое понимает, что само по себе оно ничего не может. А если творение не чувствует себя творением – здесь вся и проблема. Если мы видим свои слабости, свое несоответствие закону Божию, желание всего недоброго, если мы это не осознаем, как мы можем благодарить? Если и благодарим – не истинной благодарностью. Истинная благодарность – когда я вижу трудность и невозможность жить без Бога. Когда мы видим нашу жизнь без Бога, просим у Бога помощи и Он приходит к нам – это настоящее видение, которое возносит хвалу Богу. Представьте себе, почему самарянин побежал к Христу? – Потому что увидел разницу между тем, что было и тем, что пришло. Другие девять тоже увидели, но сказали: ну и что! Мы попросили, Гоподь дал, и мы пошли себе дальше. Зачем благодарить? – Некогда! Лукавый подсказывает: зачем благодарить? – и увел от истины. А истина в благодарении. Всяк человек ложь. Что это значит? Немощи, делает не то, что надо и не так, как надо. Если человек это осознает, он благодарит истинно. Есть благодарение эгоиста, а есть благодарение любви. Благодарение эгоиста черствое, а кающегося, любящего – очень горячее. Пока человек не проникнется великим даром Божиим, данным ему, как он может благодарить, и за что? Эгоист как благодарит Бога? Извращенно. За то, что Бог ему дает несмотря на то, что он эгоист. Если человеку то или иное благо не идет на пользу, оно у него отнимается. Прежде всего он сам у себя его отнимает. Но Господь Своим промыслом добру помогает возрастать, помогает противостоять злу, и даже недобрые злые поступки человеческие приводит к добрым результатам. Бог отнимает потому что он любящий отец и хочет спасения человека, всеми путями помогает ему его обрести. Но все зависит от человека. Благодарение само по себе – это вера. Если я верю Всеправедному Богу, Всеблагому, и знаю, что я сам по себе ничего доброго не творю, а только многое недоброе, тогда я вижу этот конфликт и благодарю Бога. А если не вижу – как я могу благодарить? Что такое благодарность? – Я недостоин, но получил. Но если я достоин и получил – то извините пожалуйста! Мы тогда благодарим Бога, когда осознаем свою вину, недостоинство и милосердие Божие. По природе не может быть благодарения у эгоиста. Он самодостаточен, у него есть все, за что ему благодарить? Какое у нас было представление о благодарении? – Одна тавтология. Благодарение – это когда наше сердце чувствует, какое оно гадкое перед Богом, и как Бог милосерден. А если этого нет – нет благодарения. За что? Если я все правильно делаю, если я пример для всех. Сколько там осуждения! Кто такой подвижник, становящийся все больше угодным Богу? – Он приходит к полной верности Богу, и проходит очень трудные обстоятельства. Чем больше сужать стекла в бинокле, тем дальше видно. А если нет сужения – все прекрасно, и ближний должен срочно покаяться. Не увидите своих грехов, даже больших. Увидеть свои грехи можно, только видя этот контраст. Почему самарянин, увидев, что он очищен, бежал ко Христу? – Потому что пришел Тот, Кто дал то, чего не было и не могло быть. Прокаженные не очищаются. Представьте, какой плач был, как они взывали ко Христу! Все десять просили: помилуй! Это очень важный момент. Прокаженные кричали: Иисусе, наставник, помилуй нас! Каждый из них понимал, что в этой болезни он пребывает, не только болея телесно, но болела и душа. Представьте, как это было тяжко. Прокаженным было строго запрещено войти в селение. К священнику надо было пойти, чтобы он засвидетельствовал, что они здоровы. Почему они очистились все? Потому что Господь, видел их желание, покаяние, веру в Него. Он может им помочь. Главное – желание выйти из этого ужаса. Это действительно ужас. Они вопили громким голосом, кричали от глубины души о помощи. Но вся проблема в том, что черствость сердца этих девяти забыла об этом ужасе. Они возвратились в нормальную жизнь, не помня о том, что же было до этого. Это очень хороший пример. Это чтение потому воскресное, что очень важно для нашей жизни. Оно показывает нам, как человек быстро забывает благодеяния Божии. В ужасе были, Господь им даровал противоположное здоровое состояние. Прокаженный – самый жалкий человек, здоровый – самый счастливый. Лучшего контраста нет. Но черствое сердце девяти сразу об этом забыло. А самарянин во-первых вместе с ними так же кричал, просил, но он был чутким в своем сердце. Эти девять были в себе и не искали даже самой истины. Все зависит от нашей жизни, от нашего сердца. Есть эгоистическое пребывание в себе. Это расширенные рамки, и человек ничего не видит. Девять не были обеспокоены тем, что подключили большой дар, Божье милосердие. Это глубины их сердца не коснулось. Они были сами в себе, эгоистичны, и не нуждались в благодарении Бога. Благодарит Бога тот, кто чувствует контраст, кто чувствует, что был погибшим, и теперь спасен. Самарянин чувствовал, что если бы не Бог, оставался бы в этой болезни. Он всегда чувствовал свое недостоинство, свою греховность, чувствовал, что он преступает Закон Божий, что он своей немощью гневит Бога. Когда он с ними кричал: Иисусе, наставниче, помилуй нас, Он не кричал своим черствым сердцем, А сердцем которое очень хорошо знает и понимает, что есть жизнь без Бога и какова жизнь в Боге. Этот самарянин весь был в этой проблеме, видел ее, он понимал, Кто есть Бог и кто есть человек, что есть Закон Божий, и что есть грех. Себялюбивый человек не очень замечает свой грех и не благодарит Бога. А тот, кто любит Бога и ближнего, всегда видит свои недостатки. Благодарность – это я немощен, недостоин, со своими недостатками, не прилагаю усилий, чтобы их преодолеть. Когда Бог помогает плачущему, осознающему свою вину, такой плачущий не может никогда забыть милосердие Божие. Потому что он видит, что он – грешник, помилованный Богом. Недолжно было быть по факту, но милосердие Божие мне дало. Это очень важный момент для сегодняшнего общества, самодовольного, самолюбивого. Хоть какие давай ему чудеса – оно будет видеть это должным. А любящего – недолжным. А должное – это наказание за грех. Благодарим Бога за то, что Он не наказал, проявил милосердие. Когда грешник чувствует, что он согрешил и достоин наказания, если он воистину это чувствует, он умоляет Бога простить его. Почему прокаженные кричали: Иисусе, наставниче, помилуй нас? – Потому что осознавали свои грехи. Кто ест христианин? – Чувствует, что он достоин наказания. Если я верю в Бога, я знаю, что а гневлю Его своими грехами. Если мы верим в Бога, значит, или я буду с Богом, возвращусь к Нему через покаяние, или я остаюсь без Него. Что такое грех? – Преступление грехов. Грешник топчет Закон Божий, плюет на него, совесть свою топчет. Что было в душе у самарянина? – Он чувствовал, что достоин наказания, что болезнь ему дана по справедливости, и если знает он и помнит, что это по справедливости, и попросил Бога избавиться от нее, и она ушла, что происходит? – Справедливость преодолена покаянием, восстановлена милосердием Божиим. В этом истина. Христианство – это милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася. Милость и истина встретились и правда и мир обнялись и поцеловались. Милость и истина. Что истина? – Грешник достоин наказания. В физическом мире: пошел под колеса – и ничего, можно дальше нарушать правила движения? – Нет, действует истина. Истина: есть как есть. А милость милует. Должно быть так – а милость милует. Бог Всемогущ, всеблаг . Он истина, правда, но Он и Любовь . Он хочет правды, но он хочет исправления, чтобы эта правда восторжествовала в душе человека, хочет помочь человеку прийти к этой правде. Грешнику Бог хочет помочь и справиться. Если грешник нарушил закон, и его не наказывает – это будет благодушие, которое далеко от всего. Христианство верит в истину, в Закон Божий, но верит и в милосердие Божие. Самарянин верил, что наказания он заслужи, но видел, что Бог не наказал его . Проявил милосердие к нему, дал ему здоровье. Это одно из самых основоположных учений христианства. Когда я стою перед правдой Божьей, должен быть наказан, а милость проявляется, я благодарен: я должен был быть наказан – а я помилован! Но если человек не помнит, что он согрешил и достоин наказания, он благодарит черство. Это неизреченная ложь. Один из прокаженных, видя, что исцелен, возвратился, громко славя Бога, потому что он – грешник, достойный наказания, а наказания не последовало. Если я чувствую, что помилован – я истинно благодарю. Существо благодарения – помилование. Благодарение – это существо христианина. Он всегда чувствует, что он грешник, достоин наказания. У христианина – одни проблемы. Он не слушает Бога, все время то мыслями, то чувствами, то желаниями гневит его. Грешник слушает диавола, лукавого, а ему – чепуха. Святому бы не вошли ваши мысли и желания в голову. Сгорели бы на подступах к нему. Святой видит тонкости этого. Когда приблизится искушение, он видит его и уже трепещет: Господи, прости меня, достоин наказания. А нам ткнут носом – вот, ты видишь? – Да, но может и нет. Вон, ближний что творит! Христианин – не христианин, если, согрешив, не чувствует, что должен быть наказан. Вошел в огонь – и хорошо, сижу себе, отдыхаю. Почему не кающийся грешник сгорает в огне, а кающийся выбирается из него? – Потому что знает, что это гибельно Благодарно сердце, которое чувствует, что недостойно было милосердия, а достойно наказания. Как я могу не благодарить, если я чувствую свой грех и наказание за него, и Господь милует меня? Прекрасные слова: один из них возвратился громким голосом прославляя Бога, пал ниц к ногам Христовым, благодарил Его! По законам государства вы совершили преступление – и вас наказывают, потому что это нарушение, должно быть наказание, и вы не выкрутитесь. Чувствуете, что вас поймали, должны понести наказание. А почему перед Богом мы это не чувствуем? Христианин чувствует это перед Богом, он ко всякому правилу относится свято. Благодарение не может выходить из уст автоматически, не исходит из черствого сердца, которое не чувствует, что оно согрешило и достойно наказания. Милосердие – достоин наказания, но помилован. Архимандрит Амвросий (Макар)