Кто самый уверенный человек? – Тот, кто может спокойно сегодня умереть. Как мы можем прийти ко Христу, если мы печалимся земным? Приди и следуй за Мной. Эти слова – это призыв к нашей христианской жизни, прийти ко Христу и следовать за Ним. Мы должны понять, что есть христианская жизнь. Это – радость. Пойди продай свое богатство и раздай нищим – это не такой простой вопрос. Речь не идет о том, чтобы мы это сделали физически и стали нищими. Господь не хочет от нас аж таких жертв. Хорошо было бы. Но не в этом проблема. Проблема в том, какое достояние составляет земное богатство. Где наше сердце, там и богатство наше. Если наше сердце на небесах, какая разница, какое у нас богатство или не богатство. Но вот как сохранить сердце, чтобы оно было на небесах?
Все зависит от того, кто командует в нашей жизни. В чем моя жизнь, в самом себе, или во Христе? Кто хозяин моего богатства? Почему Христос говорит: продай богатство, раздай нищими, приди ко мне и следуй за Мной? Кто хозяин богатства? Не земной, а небесный, вечный? Не проблема в том, что у нас есть, а проблема в том, для чего оно, кто им владеет. Если мы живем во Христе, Он владеет всем нашим богатством, и всем сердцем нашим владеет. Если он владеет нашим сердцем, все богатство – ничто. Что такое следовать за Христом? Посмотрите на Христа на Кресте – и все ясно!
Быть христианином и быть светским человеком – это две противоположности. Христианин на Кресте со Христом. Что значит приди и следовать за Христом – Это значит отвергнись себе, возьми крест свой и следуй за Мной. Богатый не смог справиться с собой. Ему его недостатки говорили ему: ты можешь и то, и это, и это иметь. В этом и состоит искушение богатством. Вы же знаете, как богатство портит человека! Проблема в том, что не Христос – хозяин нашего богатства, а мы. Верующий человек готов на все, а светский даже на маленькие изменения в планах не готов.
Как достичь этого? Невозможное человеку возможно Богу.
Невозможно, не имея небесное богатство, управиться с земным. Когда мы имеем небесное богатство, — есть – хорошо, нет – тоже хорошо, как говорил Филарет Милостивый. Он же не отказался от этого богатства, когда Бог ему его вернул, как гордый бы сделал! Мы не говорим о самом богатстве как таковом. Для христианина какая разница, каково его ничто, маленькое или великое. Ничто – все равно ничто. Вы что-то заберете с собой? Нет проблем, что у нас есть, есть проблема, как оно у нас есть, чем оно для нас является.
Вопрос богатства очень сложный, потому что концентрирует наше внимание на материальных благах. Христианин спокойно работает, обретает, но не печалится о том, что у него есть, а чего нет. При этом у христианина нет безразличия ко всему. Безразличие – это отсутствие цели. А у христианина есть цель и наличие всего. Если человек богатеет в Бога своими добродетелями, с каким богатством можно сравнить смирение, терпение, кротость? Вы согласны? Когда человек смирен и кроток, он владеет всем. У него нет никакого недостатка. Христианская жизнь – это обретение духовного богатства. Почему возникает проблема богатства? – Потому что нет истинного, вечного богатства. Для кроткого есть ли разница, есть ли у него земное богатство?
Христа распяли, Он отдал Себя, не противился, хотя мог представить двенадцать легионов ангелов. Он взял на Себя все грехи человечества. Грех – это отделение человека от Бога. Поэтому Он взывал: Отче, зачем Ты меня оставил? Но это не была Его слабость. Если мы христиане, мы говорим о силе, а не о слабости. Есть у человека слабости, но если они без Бога, они останутся слабостями, а с Богом человек становится сильным. Почему богатый человек опечалился? – Потому что он был раздвоен, не справлялся с собой. Когда богатство становится существенным, человек не может с собой справиться. Богатство ему говорит: вот, какая у тебя жизнь будет! Это все перечеркнуть? – а христианин все перечеркивает.
В светском мире это самый главный вопрос. Для него главное – земная жизнь. Если не достижения какие-то, то хотя бы что-то. Если мы по существу говорим о богатстве как христиане – это ничто. Даже если мы честно трудимся, зарабатываем день и ночь, но не думаем, для чего – все равно это страсть. Верующий человека тревожит только одно: как угодить Богу. А что у него есть, чего нет – он скажет: Господи, прости меня за такой ужас!
Дает христианину Господь какую-то возможность что-то обрести – он делает, трудится день и ночь. Была у Филарета Милостива головная боль – богатство — он от нее избавился. Потом Бог опять дал богатство – он опять обрел головную боль, он ее смиренно принял. Христианин готов на все. А неверующий сам всем управляет.
У христианина нет вопроса богатства. Он не от мира сего и с этим миром не имеет ничего общего. Все, что в этом мире обретается, все, что он обретает, временное, служащее только для обретения вечного. В вопросе о богатстве самое главное – не опуститься на землю, пребывать умом и сердцем на небесах, в вечности. Господь на Кресте – торжество правды. Если правда на Кресте – значит, неправда побеждена. Потому что правда на кресте не может быть. Бог может быть на кресте? – Он крестом все исправляет. Если человек на кресте – это печаль, а когда Бог на Кресте – все исправляется. Правда может быть разбита? — Она бы не была правдой. А неправда? — Она царствует только там, где есть воля, направленная против правды, где есть ложь.
Почему мы печалимся по земному богатству? – Потому что на небе не пребываем, заковали себя в цепи земных страстей. Смешно сказать верующему: у тебя могло бы то и то быть. Он скажет: да, но какова воля Божия? Верующему непонятно то, что светский человек планирует. Он на небесах. Это значит: продай, раздай, будешь иметь сокровище на небесах, приди и следуй за Мной. Если есть сокровище на небесах – мы следуем за Христом. Что такое сокровище на небесах? – Ударили в правую щеку – подставляешь левую. Это значит просто, спокойно все переносить. Как применить это в жизни? – Очень просто. Это значит ничем не печалиться в нашей жизни, а довольствоваться всем. Попробуй, если одна печаль, и довольствоваться нечем! Ударили в правую щеку – мы недовольны. А христианин всем доволен. Нашим внутренним состоянием должна быть любовь ко Христу. Кто хозяин моей жизни, Христос или я?
Нет вопроса богатства, а есть вопрос радости, которая переполняет сердце, и как ее принести другому. Христианская жизнь – это настоящее богатство, которое светит в этом мире тьмы земного богатства. Хочу того, того, этого – и одна печаль. А взял чуть-чуть небесного богатства – рад до бесконечности. Какие материальные блага могут принести такую радость? Без Христа земные богатства – одно отчаяние, печаль и катастрофа. К чему проходящее, сиюминутное, в жажду вводящее, неистинное, ложное? Обретаешь, обретаешь, а это все ложь! С собой же ничего не возьмешь! Еще говорят: не жили мы – поживут дети. Когда человек так говорит, он свой пессимизм передает детям. Сразу навязывает цель – пожить – детям. В христианстве этого нет: все живут, радуются, и печалятся только о том, как исправиться и искоренить грех.
Тема богатства нас заставляет подумать о том, что христианина ловит и закрепощает ложь. Чем бы мы ни владели – Господь нам дает. Радуйтесь побольше. Почему не благодарим Бога? Давайте радоваться тому, что есть, тогда Господь говорит: поставлю над большим, дам больше радости. Что есть христианская жизнь? – Поиск радости во Христе. Беседа о богатстве приблизила нас к вопросу о существе нашей жизни. Верующий человек ничем не печалится, всем доволен. Даже если ему очень многое не удается. Потому что Господь над всем, и то, что надо, Он все равно пошлет. Смиренный скажет: значит не надо такое искушение, я не готов. Лучше в таких испытаниях, чем не иметь их. Христианин сам себя все время испытывает, себя обличает, смотрит, как он исполняет Закон Божий. Если нам дать покой, мы будем это делать? Мы с нашими печалями это не делаем. А отобрать печаль – все, замерзло сердце!
Радость не может уходить из наших сердец, потому что наше богатство истинное — Сам Христос. Далекий от Христа человек и мы со Христом – есть большая разница. Человек без Христа блуждает, не знает, куда идет, мы со Христом видим, куда мы идем. К преодолению своих желаний, стремлений, печалей, недовольства. К тому, чтобы радоваться всему, что Господь нам посылает. Христианин всем доволен, ничем не печалится. В этом – благо небесное. Чем наполнена наша жизнь, радостью или недовольством? – Христианин на все реагирует ровно.