В воскресенье 29-го марта, в 5-ю Неделю Великого поста, преп. Марии Египетской, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В воскресном Евангелии читалось зачало о просьбе учеников Заведеевых и учении Христа Спасителя о смирении: «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10: 32-45). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45). Эти слова Христос Господь говорит Своим ученикам, которые, видя своего Учителя, чувствуют, как Он велик, как Он славен, какой Он неизреченный. И хотят быть ближе к Нему, к Его славе, к Нему, к этому величию неизреченному. Они, в сердцах горя любовью к Нему, хотят всегда пребыть с Ним и насыщаться этим неизреченным светом Христа Господа.
Но Господь обращает их внимание на то, каким путем к этому надо идти. Обращает их внимание, что есть два пути, земной, который далек от истины и не ведет к этой неизреченной славе. И другой путь, который труден, тернист, но ведет прямо к славе Господней. Господь обращает их внимание, каковым есть земной путь. «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими» (Мк. 10: 42). Этот земной путь не есть путем к небесной славе и радости. А наоборот, это — путь скорби и печали. Но есть другой путь, смирения и кротости, который действительно напрямую ведет ко Господу. Христос Спаситель прямо говорит: если кто хочет быть среди вас большим, стань слугой другим. И кто хочет быть первым, стань рабом для всех. Это путь смирения и кротости, служения, жертвенной любви, которым Господь не только идет, но зовет Своих учеников следовать им.
Он стоит пред учениками и говорит им: Сын Человеческий не пришел для того, чтобы ему послужили, но чтобы послужить другим и дать Свою жизнь за избавление многих. Нам действительно важно всегда помнить об этих двух путях в жизни человеческой. Путь земной, к славе земной, к власти земной не приводит к славе Божьей. Он далек от этого и не знает истины другого пути. Но Христос пришел для того, чтобы показать другой путь, путь любви, путь, который меняет человека, делает его небесным, радостным.
Когда ученики Христовы Иаков и Иоанн просили Христа, чтобы Он посадил одного по правую, другого по левую сторону в славе Своей, Господь им прямо говорит о том, как этого можно достичь, каким путем идя. И что это значит, быть со Христом в славе Его. Это значит, идти тернистым путем. Господь прямо говорит: можете ли вы пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечают: можем. И Господь им говорит: да, чашу пить, которую Я пью, и крещением креститься, которым Я крещусь, вы будете, но дать вам сесть одному по правую, другому по левую сторону дано тем, кому уготовано это, кто пройдет этот путь, испив чашу горькую и крестясь крещением страданий и трудов.
Этот путь к небесной славе, дорогие братья и сестры, очень непонятен для земного человека. Земной человек мыслит категориями своего падшего естества, пребывая в своем грехе. Он думает, что радость и слава заключается в том, чтобы иметь власть и славу на земле. Но Господь зовет Своих учеников к тому, чтобы обрести славу Божью в своей жизни, чтобы пить чашу Его и креститься крещением Его. Это значит, быть слугой для всех и рабом для всех, это значит, смиренно и кротко все совершать в своей жизни и не допускать мысли и желания быть большим и первым, а желать только одного, служить другому и жертвовать собой.
Господь Своим Евангелием зовет нас к пути, который приводит к величайшей радости славы Божией. Потому что когда мы кротки и смиренны, мы совершаем все в своей жизни Самим Господом, Духом Святым. Ведь Господь нам напоминает: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Вот где этот путь к славе Божьей: через тернии, через служение и жертвенность, через отречение себя, своих желаний, своей воли.
Мы ныне празднуем память святой преподобной Марии Египетской, которая пришла к этой величайшей славе через путь отречения от себя, отвержения своей воли. Человек не может обрести дар, быть в славе Божией, если не отвережтся себя, не возьмет свой крест и не последует за Христом. Путь этот непрост, но он стоит перед нами. Господь нас зовет этим примером святой Марии Египетской, которая отвергла себя и в пустыне почти пол столетия преодолевала себя, преодолевала свои мысли, свои желания.
Мы знаем из ее жития, как они ее мучили, не давали покоя ей, но она как мертвая падала на землю и не подымалась до тех пор, пока они не проходили. И Господь милостью Своей вошел в ее сердце. Она преодолела в себе свою гордость, свои страсти и похоти, свои желания, свою волю и обрела великие дары пребывания в славе Божьей. Она перебарывала в себе все страсти, потому что знала, как велик этот путь, ведущий к славе Божьей, которая преображает человека, меняет его, делает его ангелом во плоти, обожает человека.
Преподобная Мария Египетская, пройдя этот путь преодоления себя, земного в себе человека, зовет нас, дорогие братья и сестры, к преодолению наших земных желаний, страстей. Как ученики Иаков и Иоанн, мы должны также внять слову Божью и пить эту чашу, и крещением этим креститься. То есть, Господь нас сегодня призывает быть слугой для других, рабом для всех. Это слова Божьи. Потому что когда человек отвергает свою волю, преодолевает себя, действительно, Господь пребывает в его сердце, Он его преображает и ведет к славе Божьей. Он очищает, Господь, Христос Спаситель, нас Своей кровью от дел мертвых, как мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9: 14). Господь Кровью Своей очищает нас от дел мертвых, которые совершаются людьми, ищущими земной славы, земной власти, земного удовлетворения.
И мы, проходя поприще Великого поста, также идем путем преодоления себя к обретению славы Божьей, покоя и радости в душе своей. Какие могут быть покой и радость в человеке, который ищет земной славы, земной власти и удовлетворения себя? Он будет только в непокое и в печали. А человек, который служит другим, является рабом всем, то есть, жертвует собой, пребывает в Боге, — Господь ведет такого человека, его жизнь становится тем, что преображает его и светит для других.
Когда Господь сказал: «вы есте свет миру», «вы соль земли» (Мф. 5: 13, 14), Он сказал о том, что надо преодолеть в себе земного человека с чаяниями земными, временными, и обрести вечного, который думает о славе Божьей, который идет путем терпения, смиренного и кроткого перенесения всех трудностей. Ведь он в славе Божьей, ведь он не ищет земного, он действительно сияет добродетелью, чтобы быть слугой и рабом для всех. Пусть Господь нам поможет, дорогие братья и сестры, осознать путь отвержения себя, своих желаний и обретения смиренного и кроткого служения и жертвенности для ближнего.