19 января, в день Крещения Господня, на Свято-Амвросиевском приходе было совершено великое повечерие, утреня, ночная и утренняя Божественные литургии. После ночного и дневного богослужения был совершен чин великого освящения воды.
Евангельское чтение на Божественной литургии повествовало о событии праздника: “Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3: 13-17).
После чтения Евангелия на утренней литургии о. Амвросий (Макар) произнес проповдеь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас», — поем мы сегодня в кондаке праздника Богоявления Господня и вторим этому в тропаре праздника: «Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». Так торжественно мы воспеваем это явление Пресвятой Троицы на Иордане, чтобы понять, что Она значит для человека. Что есть этот свет, который приходит на землю этим Троическим явлением на Иордане, каким он есть, этот свет, что он значит для человека. Для человека, который живет во тьме и мраке своей внутренней жизни это явление света является радостью и неизреченным ликованием сердца.
Действительно, само Крещение Господа нашего Иисуса Христа, это явление Троицы на Иордане — это и начало просвещения человеческих душ. Господь принимает Крещение. Мы слышим в сегодняшнем Евангелии, как Он приходит на Иордан к Иоанну и тут же просит крестить его. Иоанн Предтеча, зная, что к нему пришел креститься Сам Сын Божий, трепещет перед Ним и говорит: мне от Тебя надо креститься, а Ты приходишь ко мне!
Ведь то крещение, которое Иоанн Предтеча совершал, было для исповедания грехов, а Господь, не имея греха, принимает Крещение и говорит ему: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15). Иоанн Предтеча, понимая, что Крещение Христа Господа — это особенное крещение, это открытие для человека новой жизни, совершает трепеща это крещение, и Господь ему дарует неизреченное явление: отверзаются небеса и Дух Божий в виде голубя сходит и почивает на Христе Господе, и слышит он глас Бога Отца: сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение.
Это явление Пресвятой Троицы свидетельствует о схождении Святого Духа и принесении света в души человеческие. Свет сияет Троическим явлением Бога на Иордане. Сын Божий принимает крещение Духом Святым, Который в виде голубя сходит на Христа Господа, и глас из облака Бога Отца звучит над Иорданом для того, чтобы изменить сердце человека, чтобы вывести его из тьмы, из мрака греховной жизни. Господь принимает крещение, чтобы дать нам это таинство для очищения и перерождения наших душ.
И действительно, само Крещение Господне – это призыв к каждому человеку прийти к свету неизреченному и изменить свою жизнь в этом таинстве. Мы сегодня слышали в апостольском чтении, как апостол Павел своему ученику Титу возвещает об этом явлении благодати Божией, что она значит для человека. Он говорит прямо: отвергнувшись нечестия и мирских похотей, целомудренно, праведно и благочестиво поживем в нынешнем веце.
В нынешнем веце, на земле, где мрак и тьма греха царствуют. Но свет Христов пронизывает человеческие сердца, указывает человеку, что есть тьма, а что есть свет. Тьма – это нечестие и мирские похоти, которые христианин, верующий человек отвергает и ведет свою жизнь во свете, целомудренно, праведно, благочестиво.
Вот что есть Крещение Господне. Богоявление на реке Иордан – это значит призвать наши сердца, дорогие братья и сестры, к свету, к отвержению мрака нечестия и похотей мира сего. Принятие в наши сердца целомудренной, праведной жизни, благочестия, которое несет в сердца человеческие величайшую радость. Потому что светит свет Христов в тех душах, которые ищут целомудрия и праведной жизни, благочестивой, жизни перед Богом. И пусть это звучит в наших сердцах, особенно в этот праздник Богоявления, Крещения Господня, напоминая нам, а что же есть это торжество на Иордане.
Это есть очищение наших душ от нечистоты и похотей мира сего. Это — твердое шествование жизни в этом нынешнем веке, в обществе, которое не знает света Христова, жизни целомудренной, праведной и благочестивой. Это действительно неизреченная радость. Поэтому мы поем в сегодняшнем кондаке: «Явился еси днесь вселенной, и свет твой, Господи, знаменася на нас», и в тропаре «Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе», и понимаем, что же такое просвещение, что же такое этот свет, который знаменуется на нас.
Свет, который указывает на тьму, на мрак, на нечистоту, похоть этого мира. Свет, который зовет нас к благочестивой, честной, целомудренной жизни. И пусть сияет этот свет, знаменуется на нас, просвещает наши сердца, чтобы они все больше и больше в этом лукавом, нечистом мире искали чистоты, искали света. Свет Христов светит в тех душах, которые верны Ему, которые отвергли мрак, похоть, всякую страсть и всякую нечистоту.
И свет приходит в души, чтобы там пребывать и всегда светить. Человек, который живет целомудренной жизнью, наполняется этим неизреченным светом. Мы должны всегда помнить, что есть этот свет Троического явления Бога на Иордане. Это поддержка нашего сердца отвергнуть всякую страсть, всякую неправду, всякую нечистоту, и все больше и больше стремиться к свету, целомудрию, чистоте и благочестию.
Пусть это торжество Богоявления будет в нашем сердце. Господь, явившийся Троицей на Иордане, приходит в наше сердце, Он там является, Он оттуда к нам взывает оставить мирские похоти и нечистоту и любить всем сердцем, всем сердцем стремиться к чистоте, праведной жизни и радоваться этому. Когда мы делаем угодное Богу, как сияет наше сердце, как оно наполнено неизреченным светом, как оно хочет жить благодатью Богоявления и сиять. А когда мрак мира, похоти овладевают нашим сердцем, как тягостно, как страшно, как не хочется жить, потому что мрак разрушает наши души.
Свет наполняет их, оживляет, преображает, обожает и дарует неизреченную, нескончаемую радость. Об этом говорит Богоявление на Иордане, Господне Крещение, и мы поем: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас», «Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». Путь наше сердце благодарит Бога, приходящего в него, в наше сердце, кающееся и ищущее этого неизреченного света.