В понедельник 27 октября, в день памяти святых мучеников миланских Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и молебен перед иконой святых мучеников древней церкви в Милане Гервасия и Протасия с частицами их мощей. После чтения Евангелия о. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Аз дам вам уста и премудрость, которой никто не сможет возразить. Апостолы, ученики Христовы, приняв заповедь о проповеди среди гонений и о необычно трудном свидетельстве об истине в этом мире, действительно пошли проповедовать Евангелие, были гонимы, ненавидимы этим миром, но, проповедуя Евангелие, ученики Христовы несли свет этому миру. И действительно, никто не мог возразить им, как Господь им заповедовал. Потому что истину невозможно преодолеть. Когда человек слышит слова истины, он или принимает их, или просто восстает против них, совершенно не имея возможности ничего сказать против истины. И первенствующая церковь именно так служила в этом мире, неся этому миру Евангелие и терпя гонения, терпя мучения. Все апостолы, кроме апостола Иоанна Богослова, засвидетельствовали истину своей проповеди Евангелия мученической кончиной, ибо они имели заповедь Христову: Аз дам вам уста и премудрость, которой никто не сможет возразить.
Но только этот мир или принимает, или отвергает эту истину. Почему в этом мире так происходит? – потому что если сердце человека наполнено добром, он, естественно, принимает Евангелие, потому что идет к свету, у него все чисто. Он любит свет, потому что свет в его сердце, в его добродетелях, и он следует Евангелию. А человек, сердце которого наполнено грехом и злом, бежит от Евангелия, потому что не любит света, потому что грех и зло – это тьма, это то, что не любит быть открытым. Ведь грех царствует там, где он скрыт, и когда мы его обличаем, выводим на свет, это называется исповедью. Господь просвещает светом душу человека.
Древний мир, который лежал во тьме и сени смертной, разделился. Одни слушали Евангелие и проповедь святых апостолов, а другие не только ее не слушали, но противостояли и гнали святых апостолов. Но апостолы несли свет миру и учили своих последователей евангельским заповедям.
Сегодня мы празднуем память святых Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия, древних мучеников миланских, которые продолжили проповедь Евангелия, которую несли святые апостолы этому миру. Мученик Назарий, был просвещен святыми апостолами. Его мама Перпетуя была крещена самим апостолом Петром, а он сам был крещен апостолом Лином и воспринял проповедь святых апостолов глубоко в сердце. И не только следовал Евангелию, но и последовал примеру апостолов. Он нес свет Евангелия язычникам. Он много служил в Риме, но, услышав, что в Милане тоже проповедуется Слово Божье, что есть здесь христиане, также гонимы, как и в Риме, при императоре Нероне, прибыл сюда, чтобы вместе с миланскими проповедниками истины служить людям. И он встретил братьев-близнецов Гервасия и Протасия, которые, следуя примеру своих родителей, которые мученически окончили свою жизнь, пострадав за Евангелие, ревностно несли свет Христовой истины в этот мир и, естественно, были заключены в тюрьму.
Святой мученик Назарий, прибыв к ним, начал вместе с ними свидетельствовать об истине жизни по Евангелию. Почему этот мир гнал апостолов и ненавидел Евангелие? – Потому что Евангелие звало к жизни по совести, преодолению страстей, перебарыванию своего эгоизма. Святой Назарий был изгнан из Милана, но не остановился. Он направился в южную Францию и там проповедовал, нашел верного ученика Кельсия. Они были отправлены в Рим и там осуждены на смерть, их выбросили в море, но они как по суше прошли по морю, свидетельствуя людям об истине, которую невозможно убить, и те, которые исполняли приказ, стали христианами, потому что, увидев неправедность этого мира и истину Евангелия, они отпустили Назария и Кельсия. Назарий и Кельсий пришли в Милан, чтобы здесь, в этом городе, поддержать великих проповедников евангельской истины Гервасия и Протасия, чтобы нести в этот мир свет Христовой истины.
Мы так сегодня и поем, что они явились светильниками, светящими в этом мире. Светильниками, которые несли исправление. В кондаке мы воспеваем: недугов разрешение глубокой тьмы, глубокой ночи. Они входили в эту тьму, эту ночь и светили там. Естественно, этот мир восстал против них, потому что многие люди видели правду, видели, что есть жизнь по Евангелию, а что есть жизнь без Евангелия. И они за это претерпели мученическую кончину через усечение глав.
И мы сегодня, празднуя праздник мученической кончины святых Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия, радуемся, потому что они свидетельствовали в середине первого века об истине и запечатлели эту проповедь мученической кончиной, и доныне свидетельствуют, потому что им Господь дал уста и премудрость. Это была очень яркая проповедь. Почему их мучили и убили? – Потому что яркая проповедь изменяла весь мир, и люди все больше видели правду. Мир бастовал против проповедников, мучеников, желая прекратить несение истины в сердца людей. Но этот мир ошибался. Потому что истину убить нельзя, и чем больше они убивали проповедников истины Христовой, тем больше она распространялась в древнем мире. Как сказал Тертуллиан, кровь мучеников стала семенем христиан.
Это действительно так, мученики обратили древний мир в христианство. Но мученики свидетельствуют о евангельской истине и сегодня. Святые Гервасий, Протасий, Назарий и Кельсий нам напоминают, что есть Евангелие, эта премудрость, которой никто не может возразить. Может отвергнуть, не следовать, убить проповедника, но возразить или противостоять Евангелию никто не может. Поэтому Евангелие и светит в этом мире.
Наши миланские мученики нас зовут свидетельствовать об истинной жизни по Евангелию. Если мы следуем Евангелию, это свет и в сегодняшнем мире, который все больше отходит от Евангелия, погружается во тьму, в эту глубокую ночь, нуждается в свидетельстве мучеников. Мученики, ныне нами празднуемые — это сокровище нашей веры, потому что они помогают нам также служить в этом мире, как они это делали. Хотя им было тогда трудней, их мучили, а ныне мы можем свидетельствовать о Евангельской жизни своим примером и словом, и должны это делать.
Потому что идет борьба тьмы против света, и мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Кельский сегодня нам напоминают, что если мы христиане, мы не можем не нести свет Христова Евангелия в этот мир. Сама наша жизнь, наполненная Евангелием — это уже есть свет. И мы должны благодарить наших мучеников, которые поддерживают наши сердца в твердости следования Евангелию перед всеми трудностями, которые встречаются на нашем пути. А на нашем пути очень много искушений, которые надо преодолеть этим светом Евангелия. Этот мир борется изощренно против Евангелия, вводя в сердца людей тьму нелюбви, нетерпения, тьму эгоизма.
К этому нас зовут мученики миланские, чтобы наша жизнь сияла в этом мире, удаляющемся от Евангелия, чтобы они, эти славные мученики, были в нашей жизни величайшей поддержкой, чтобы они нам каждый день напоминали, что нельзя поддаваться искушениям этого мира, надо всегда вести борьбу, быть верными Евангелию. Иначе мир не увидит света и останется в своем эгоизме. Когда мы стараемся следовать Евангелию боле твердо, как прекрасно это свидетельствует миру, что есть Евангелие, что есть христианство, чистота сердца, верность Христу, что есть сама любовь, что есть терпение, что такое смирение. Это можно свидетельствовать в этом мире только следуя Евангелию, так же, как ему следовали святые мученики.