В субботу 31 января, в день памяти святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. После чтения Евангелия настоятель прихода архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Веры воссиявши Православия, — поем мы ныне, прославляя двух святителей, архиепископов Александрийских Афанасия и Кирилла, которые были не только величайшими в изложении богословских учений, мыслей, но были и величайшими пастырями и отцами Церкви. Учителями, которые учили, что же есть Православие и что есть, как мы сегодня поем, злославие, которое победили эти святые отцы, утвердив Православие, указав на то существо православной веры, которое побеждает все, которое непреодолимо, побеждает злославие, которое человек несет от другой, земной, грешной жизни.
Веры воссиявши Православие, — эти слова говорят о том, что святители Афанасий и Кирилл действительно сияли своими делами, своей жизнью, всем тем, что они творили, что делали в своем пастырском служении. Они сияли своим сердцем, любящим Бога и ближних. И поэтому Господь им открывал истину, и они ее излагали. Чистые сердцем Бога узрят, – мы поем, когда воспеваем блаженства, Господом провозглашенные для нас.
Чистые сердцем Бога узрят. Чистое сердце, действительно, пребывает с Богом и в Боге, и Господь пребывает в нем. Но чистота этого сердца человеческого достигается через верность Заповедям Христовым. Этому учили святые отцы Афанасий и Кирилл, излагая величайшие истины Христовой Церкви. Святитель Афанасий в четвертом веке боролся против арианства и учил людей тому, что Иисус Христос есть Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы. Арий, который учил о Христе как о Божьем творении, нес людям ложь. Потому что был гордым и тщеславным. Поэтому его жизнь отличалась от жизни святителя Афанасия, кроткого, смиренного. Святитель Афанасий не только излагал божественные истины о Втором Лице Пресвятой Троицы, Сыне Божьем, но и страдал за это.
И мы прекрасно знаем, что он был сослан в город Трир в то самое время, когда правителем Галлии был отец святителя Амвросия. Он просветил его и всю его семью, дал ему и его семье свет веры, в котором затем рос святитель Амвросий Медиоланский. Святитель Амвросий, следуя примеру святителя Афанасия, когда стал епископом Медиоланским, переборол арианство в Милане и на всем севере Италии, обладая таким же кротким и смиренным сердцем. Он нес людям слово от своего сердца и убеждал их светить делами, а не словами. Здесь, в древнем Медиолане, он преодолел арианскую ересь благодаря своему учителю, святителю Афанасию Великому, который действительно сиял своими делами и помогал Церкви преодолевать ересь.
Таким же был и святитель Александрийский Кирилл, который на сто лет позже, в первой половине пятого века, боролся с другой ересью, с несторианством. Несторий, архиепископ Константинопольский, также, смотря гордо на все, чему учит Евангелие, не нес людям истину, а придумывал так, как его ум ему подсказывал, — что Пресвятая Богородица не может родить Бога. Иисус Христос, учил Несторий, сначала родился человеком, а потом Сын Божий вошел в Него. Но святитель Кирилл также, сияв добрыми делами, помог Церкви преодолеть эту ересь и учил о Боговоплощении, о том, что во чреве Пресвятой Богородицы зачался Иисус Христос, Сын Божий, Богочеловек. Несторий учил тому, что Пресвятая Богородица родила только Христа, а святитель Кирилл и другие святые отцы говорили, что Дева Мария Бога родила, Она – Богородица.
Но как святитель Кирилл и другие святые отцы, следовавшие истинам Божиим, об этом возвещали? Только своим кротким и смиренным сердцем. Ведь гордое сердце не может сказать то, что человек не может понять, оно будет только все измышлять, извращать истину. А смиренное сердце святителя Кирилла изложило величайшую истину о Боговоплощении Слова Божьего во чреве Девы Марии, учило тому, что Дева Мария носила в Своем чреве Самого Господа, это чрево, вместившее Невместимого. Но как может человек это изложить? Только смиренным и кротким сердцем, которое видит Бога. Гордое сердце Бога не видит и измышляет, как представляет, а смиренное и кроткое сердце видит Бога и излучает великую чистоту, которую несут в наше сердце добродетели смирения и кротости.
Поэтому мы, празднуя сегодня праздник святителей Афанасия и Кирилла, благодарим Бога за то, что были святые отцы, которые дали нам учение о Христе Господе, о Пресвятой Богородице, о Боговоплощении. Но, празднуя память святителей, мы празднуем память кротких сердец, которые делами воссияли в Православии и посрамили, победили злославие, делами своими, своей жизнью, своей кротостью. Мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, как Господь обращает внимание Своих слушателей на то, кто они есть – свет миру. Но какой свет? Свет добродетелей. И Господь взывает к нам, чтобы были и у нас добрые дела, которые светят в этом мире, которые помогают людям познать истину и прославить Отца нашего Небесного через дела, через кроткое сердце, через победу в своем сердце над гордостью, тщеславием, себялюбием, страстями.
Мы славим сегодня святителей Афанасия и Кирилла и благодарим Бога, что Господь даровал Церкви эти величайшие светила, которые просвещали своими делами, своей жизнью сердца человеческие и приводили к истине, приводили к Православию, побеждали злославие, побеждали все то, что человек замышляет в своем гордом и тщеславном сердце. Пусть Господь нам поможет следовать этим великим святителям своей жизнью, чтобы и наше сердце сияло добрыми делами – смирением, кротостью, терпением, чтобы истины Божии, которые Церковь излагает, глубоко входили в наше сердце и помогали нам славить Господа своими добрыми делами.