В субботу 11 октября, в день Преподобных Киево-Печерских, в Ближних пещерах просиявших, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и, по окончании богослужения, молебен преподобным Киево-Печерским. После чтения Евангелия архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:
«Столб огнезрачный и светоносное солнце, воссиявшее на горе печерской, великого Антония с собором богоносных отец приводим Тебе, Христе, в молитву» – поет ныне Церковь, величая преподобных Киево-Печерской лавры, в Ближних Пещерах почивающих.
Этот сонм святых, действительно, явился столпом огнезрачным и светоносным солнцем в древней Руси. Преподобный Антоний с детства любил следовать Евангелию в своей жизни, искал уединения, чтобы просветиться светом Христовой истины в подвигах, которые он хотел совершать. И мы знаем, как ему было трудно найти обитель, в которой бы он мог нести эти подвиги. Не найдя ее на Руси, он ее нашел на горе Афонской. Там, среди многих подвижников, он смог напитаться светом Христовой истины и принести ее в свою землю. Вместе с афонскими подвижниками он познал, что есть человек, живущий с Богом, ищущий воли Его.
Об этом мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении: свет воссиял во тьме, чтобы люди смогли познать славу Божию. Эту славу Божию люди носят в скудельничных сосудах, в своих слабых телах, для того чтобы не забыть о том, что Сам Господь – наш свет, наша сила, наша жизнь, наша слава. И во Христе Иисусе, таким образом, подвижники познают, что есть жизнь во Христе, — это жизнь, которая пронизывается благодатью крестной жертвы Христовой. Апостол Павел сегодня нам говорит, что мы носим в себе и эту смерть Христову, и благодать, и силу Его, и жизнь Его, Христа Господа. Мы носим их в наших скудельничных сосудах, наших немощных телах. Но лишь тогда, когда мы все совершаем так, как Господь нам велит, а не так, как нам хочется, как это нам кажется, надо. Поэтому жить во Христе – это значит помнить о своей немощи и о благодати Божией, которая как раз в немощи совершается, как Господь напоминает апостолу Павлу. Господь дарует человеку Свою благодать тогда, когда он преодолевает себя.
Подвижники и ныне славимые Киево-Печерские отцы – это именно те, которые знали, что есть слабость человеческого тела и что есть благодать Божия, которую они носят в своих скудельничных сосудах. Именно в этом весь смысл, как апостол Павел нам сегодня напоминает, того состояния, когда человек пребывает в трудностях, даже в отчаянных обстоятельствах, — и не отчаивается, когда он прибывает стесняем, гоним, — и остается непреодолимым. Это и есть носить благодать Божию в скудельничных сосудах.
И вот, преподобные Киево-Печерские, последовав преподобному Антонию, совершали это в своей жизни. Потому что преподобный Антоний, научившись у афонских отцов смирению и кротости, возвратился на свою землю и не нашел монастыря, где он мог бы подвизаться, а нашел только пещеру, которую оставил священник Илларион в Киеве, когда стал Митрополитом Киевским. Преподобный Антоний, придя в эту пещеру, увидел, что он может здесь до конца совершить то, к чему Господь его зовет — чтобы в его жизни воссиял свет Христов. И действительно, он, пребывая в молитве и подвиге, посте, бдениях, привлек к себе многих учеников и создал целый монастырь. Затем он этот монастырь оставил и вырыл рядом другую пещеру. И в ней вокруг преподобного Антония собралось много братии, потому что они чувствовали, что он, живя в подвигах, достиг такого состояния, что уже не он живет, а живет в нем Христос. И они были с ним, потому что чувствовали, как свет Христов просвещает их умы и сердца.
Вот так был создан этот печерский монастырь. В пещерах. Святые отцы подвизались для того чтобы воссиял в их сердцах свет Христов. В Ближние пещеры к святому Антонию пришло множество монахов, и величайшие подвижники были среди них, в его пещере. Это величественный отец русской истории Нестор Летописец, величественный врач Агапит, величественный иконописец Алипий… Они чувствовали, что Антоний живет только Евангелием, и Господь через него просвещает их сердца.
Чудесно и необычно было то, что преподобный Антоний оставил в прежних пещерах преподобного Феодосия во главе братии и подвизался в других пещерах. И Господь святым Антонию и Феодосию благословил чудесным образом построить церковь Успения, которая объединила эти две монашеские общины, и так была создана эта великая лавра. В этих подвижниках воссиял необычайный свет Христов. Когда они молились, преподобный Антоний и преподобный Феодосий, Господь даровал чудесное предстояние их, молящихся, перед Пресвятой Богородицей в Константинополе, Которая благословляла строителей идти в Киев строить чудесную церковь Успения. Почему это произошло? – Потому что преподобный Антоний с преподобным Феодосием совершали то, что Богу было угодно, то, что потом станет в древней Руси центром духовности и поможет ей просветить народ, научить его следовать Евангелию. Это действительно величайшее чудо – создание великой лавры молитвами и подвигами преподобных Антония и Феодосия.
Сегодня, празднуя собор преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, мы славим Бога и поем: «Столб огнезрачный и светоносное солнце, воссиявшее на горе печерской, великого Антония с собором богоносных отец приводим Тебе, Христе, в молитву». Действительно, этот свет, который Христос внес в их сердца, сиял, он обращал людей, он помогал людям изменять их жизни. Свет Христов – это обличение наших грехов, свет Христов – это указание на истину, на радость, на славу Божию. Преподобные отцы Киево-Печерские, вместе с преподобным Антонием, ныне славятся в этом светоносном солнце, огнезрачном столпе. Действительно сияет этот сонм великих святых, потому что они отдали свою жизнь Христу, и Христос уже жил и действовал в них.
Мы сегодня празднуем память и других великих подвижников – преподобного Харитона, подвижника древней церкви, и преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, память которого мы недавно праздновали, которые возрастили еще одно солнце на древней земле русской. Они сияли и сияют.
И пусть преподобный Антоний со всем сонмом богоносных отцев поможет и нам обрести этот свет, который во тьме воссиял, который помогает человеку увидеть славу Божию, увидеть истину, какой она должна быть, увидеть, с чем нам надо бороться в себе, чтобы обрести ее в нашей жизни. Этот свет Христов — это то, что преподобный Антоний искал вместе с богоносными отцами, то, что делает жизнь человека радостной и удовлетворительной. Только свет Христов помогает нам покаяться. И преподобные отцы – это молитвенники о нас, которые просят Бога просветить наши сердца, чтобы они увидели, что же есть истина, что же есть правда, что же есть жизнь человека на земле, какой она должна быть. Какой свет – смирение и кротость – мы обретаем в наших сердцах, когда мы все переносим спокойно, когда мы все совершаем с надеждой и верой.
Этого просят святые отцы для нашей жизни, чтобы их подвиги сияли в нашем сердце, чтобы мы всегда помнили, как важны усилия наши. Вот чего ждет Господь от нас, – чтобы воссиял свет Христов в наших сердцах. Если мы не прилагаем усилий – остаемся во тьме наших страстей. Но если мы приложим усилия, мы увидим, как Господь просвещает наше сердце, как Он его меняет, прощает наши грехи, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, как расслабленный человек, принесенный людьми ко Христу, получает прощение грехов и исцеляется. Сегодня мы слышали из Евангелия, что когда Господь проповедовал, люди чувствовали, как сила исходит из Него и исцеляет всех.
Об этом свете сегодня нам преподобные отцы говорят, о Христе в нашей жизни, о Господе, Который утверждает ее, делает ее радостной, содержательной, богатой. Потому что Сам Господь – это богатство наше. И преподобные отцы, подвизаясь в своей жизни, всегда совершали это не только для себя, но и для того, чтобы быть этим сокровищем церкви – сокровищем подвига и молитвы, чтобы напоминать нам, что усилия наши – это то, через что действует Господь. И всякое усилие, которое мы прилагаем, Господь поддерживает. Потому что покаяние – это усилие над собой, чтобы изменить себя и совершить правду Божию в своем сердце.
Пусть Господь нам поможет по молитвам великих подвижников изменить наши сердца, чтобы они просветились светом Христовым и насыщались славой Божией, которая насыщала преподобных. Ведь кто такие преподобные? – Это те, которые познали, что есть слава Божия, и жили ею, и поэтому искали только воли Божией, потому что воля Божия есть свет и противостояние всему тому, чего хочет наше страстное и гордое сердце, она исправляет его.
Преподобные отцы своей молитвой, своим предстательством о нас пред Господом помогают нашим сердцам утвердиться в нашем покаянии, в нашем усердии духовном. Они нас благословляют, те, которые всю жизнь прожили в подвигах, в трудах, в скитаниях, в лишениях, в противостояниях себе, те сегодня с нами в наших трудностях, чтобы нам напомнить, что всякое усилие в нашей духовной жизни Господь благословляет, поддерживает, питает благодатью. Пусть преподобные всегда нам помогают утверждаться в этой радости преодоления себя.