12 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. Воскресное Евангелие было посвящено заповеди Господа Иисуса Христа о любви: «И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 31-36). После чтения Евангелия о. Амврсий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Яко же хотите, да творят вам человецы, творите и вы им такожде, — говорит Господь Своим ученикам эту простую заповедь, заповедь, на которой основывается любовь. Ибо любовь – это не ожидание чего-то особенно, а умение отдавать себя другому. Господь прямо нас учит: нет больше той любви, чем положить душу свою за друзей своих, — до такой степени любовь жертвует собой. Поэтому Господь нас учит: если мы хотим научиться любить, мы должны всегда помнить, что все, что мы делаем, мы должны делать так, как мы бы хотели, чтобы это же делали для нас другие. Любовь отдает себя и поэтому основывается на этой заповеди: яко же хочете, да творят вам человецы, творите и вы им такожде.
Простая заповедь — помнить о том, что мы должны все совершать в своей жизни, по крайней мере, так же, как мы бы хотели, чтобы нам творили. И Господь, уча о любви, говорит Своим ученикам: если вы любите тех, кто вас любит, какая разница между вами и язычниками? Они также делают: любят тех, кто их любит. Но для того чтобы любить, не ожидая любви к себе, надо возрастать в памяти о том, чтобы делать ближним то, что мы сами хотели бы, чтобы они нам делали. Поэтому Господь нам напоминает: если мы благотворим тем, кто нам благодетельствует, чем мы отличаемся от язычников? Если мы даем взаймы и ждем возвращения того, что даем, то чем отличаемся от грешников, которые то же самое делают?
И Господь прямо говорит: любите врагов ваших. Вот что есть любовь! Любовь отдает себя и никогда не ждет результата от того, что она делает, потому что сама по себе любовь – это дар для другого человека, дар человека, который жертвует собой, отнимает от себя и дает другому.
Господь нас учит именно так любить – благотворить и давать взаймы, не ожидая ничего взамен. Потому что любовь – это источник жизни, Сам Господь. Бог есть Любовь, – учит нас святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Поэтому Господь дарует нам заповедь о любви к врагам, которая нас научит истинной любви, истинному милосердию.
Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд – говорит нам Господь ныне. Милосердие тогда будет милосердием, когда оно творит добро, и только творит добро, без расчета, как сегодня нас учит апостол Павел. Кто скупо сеет, скупо и жнет, кто сеет щедро — щедро и жнет. Доброхотно дающего любит Бог. Апостол Павел призывает христиан к богатству добродетелей, к щедрости в этом богатстве, к богатству щедрот, к тому, чтобы христиане всегда помнили, что источник всего на земле, источник всякого блага – это Сам Господь.
Действительно, без Бога любить трудно, и даже невозможно. Любить можно только с Богом, с источником жизни, потому что только источник может давать, не ожидая ничего в ответ, только Сам Господь, в Котором мы пребываем нашим сердцем, нашей душой, может нам помочь любить врагов. А врага любить мы можем только тогда, когда наше сердце наполнено милосердием, которое имеет богатство щедрот, о котором писал апостол Павел.
Но все начинается с того, как мы творим то или иное в своей жизни, хотим ли мы, чтобы и нам творили так же, как мы творим нашим ближним. Неужели нам хотелось бы, чтобы то, что часто мы желаем в своем сердце, желали бы и ближние? Господь, даруя нам заповедь о любви к врагам, напоминает нам, что эгоизм, который сидит глубоко в нашем сердце и ждет от ближнего отдачи во всех наших действиях, должен быть преодолен. Он рассчитывает. Эгоизм наш всегда нас толкает к тому, чтобы все совершать, ожидая от того, что мы делаем, результат.
А это противно любви. Любовь отдает себя. Любовь жертвует собой, совершенно не помышляя о том, как ближний поведет себя в ответ, как он воспримет это, будет ли результат от этого. Господь взошел на Крест с одной только надеждой, что человек будет искать истину, преодолеет себя, возьмет крест свой и будет следовать за Ним. Любовь действует именно таким образом, как Господь нас учит. Если хочешь идти за Мной, говорит Христос, — отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Это есть любовь. Она не рассчитывает ни на что. Она есть, потому что она есть, и служит она, потому что она есть.
Поэтому Господь нас учит: любите врагов ваших. Почему? — Потому что если мы будем их любить, как Господь это совершил на Кресте, то многих привлечем к любви Божией, потому что любовь, отдавая себя, насыщает сердце человека. Поэтому Господь говорит: любите врагов ваших. Чтобы любовь Божия пришла даже в сердца тех, кто причиняет нам неудобства, и даже гонит нас. Если мы будем любить, то любовь будет действовать даже в сердцах врагов. Первенствующая христианская церковь три столетия была гонима и любила своих гонителей. И что же в итоге произошло? – Она просветила всю Римскую империю, привела людей ко Христу. Потому что любовь отдает себя, потому что если мы будем любить врага, он увидит это. Последует или не последует враг нашему примеру – это Сам Господь знает. Но мы прекрасно понимаем, что в этом – Свет Христов, это просвещает. Любовь, которая отдает себя, дарует себя другому. Мы должны даровать себя другому, даже врагу. Что значит любить врага? – Это значит, ударили тебя в правую щеку – подставь левую. Это есть любовь настоящая, любовь, которая истинно есть и отдает себя даже врагу, чтобы его обратить ко Господу, открыть ему глаза, просветить его.
Пусть Господь всем нам поможет, дорогие братья и сестры, питать сердце наше этой любовью. Господь нам напоминает, что любовь начинается с заповеди: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте. Это — начало любви, которая возрастает и приносит в сердце наше жертвенную любовь и любовь к врагам, которая сияет в жизни человека, которая действительно входит в сердца людей. Поэтому Господь нас учит: будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть. Сколько Господь дарует нам своего милосердия, как Господь милосерд к нам! Он этим учит нас, чтобы наше сердце тоже наполнилось этим милосердием и отдавало себя другому.