В воскресенье 6 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, свят. Григория Паламы, на Свято-Амвросиевском приходе служилась Божественная литургия. В воскресном евангельском чтении повествовалось о чуде исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного: «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2: 1-12). После чтения Евангелия о. Амвросий Макар обратился к прихожанам со словами проповеди:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Эти слова Христа Господа, видящего сердце человека, об отпущении грехов говорят о том, что Господь, видя веру в сердце человека, всегда его благословляет, всегда его принимает, всегда ему дарует Свою благодать. Вера в нашем сердце – это действительно путь Господень к изменению нашей жизни, к дарованию нам сил и радости все спокойно в нашей жизни переносить.
Мы слышали из Евангелия, как множество народа собралось в Капернауме, в доме, где проповедовал Христос Спаситель. Так много, что приблизиться к двери невозможно было. И вот, четверо человек несут расслабленного, движимые верой. Они хотят приблизиться к нему, чтобы Господь увидел их сердца и сердце этого расслабленного и благословил их. И хотя они не могли приблизиться, они влезли на крышу и оттуда спустили расслабленного на постели перед Христом Спасителем. Они это совершили, потому что их сердца верили, что Господь все видит, видит их веру, их старание, их борьбу, видит, как они отданы Ему, Его всемогущему слову. Ведь они слушали Христа Господа не как человека, а как Самого Господа, Творца своего, Который может изменить все в жизни человека.
Мы можем себе представить, как было трудно этим людям и самому расслабленному. Но они верили, что только приблизятся ко Христу Господу, и расслабленный выздоровеет, восстанет. Христос, видя их веру, говорит расслабленному: чадо, отпущаются тебе грехи твои. Как мы слышали из Евангелия, там были книжники и фарисеи, которые никак не могли понять, почему этот Проповедник берет на Себя власть отпускать грехи. И Христос Господь, чтобы их убедить, говорит: это одно и то же, сказать расслабленному отпускаются тебе грехи и сказать ему встань, возьми одр твой и ходи.
И Господь прямо говорит: для того, чтобы все это видели, говорю расслабленному: встань, возьми одр твой и ходи. И все люди, видя, как расслабленный поднялся, славили Бога, радовались тому, что перед ними стоит Сама Правда, стоит Сам Господь, стоит Тот, у Которого в руках все концы земли. Но стоит как раз Тот, который любит человека и хочет быть с ним, в его сердце. И Господь благословляет каждого человека, который верой своей приближается к Нему. Всякого, кто верой смотрит на все в своей жизни.
Это действительно величайшее чудо, вера наша, в которой пребывает Сам Господь. И чем труднее нам, чем больше препятствий для нашей жизни, для нашей духовности, для нашей борьбы в нашем сердце, тем больше мы должны проникаться силой нашей православной веры, которая подымает нас над всем, как этих четырех человек и расслабленного. Они были не подавлены этой трудностью, болезнью расслабленного, а наоборот, чем труднее им было, тем они старались быть ближе к Богу своей верой. Они отдавали Ему себя, они искали Его, потому что понимали, что они сами в этом мире – ничто, одна слабость. И вообще, без Бога — одна печаль и отчаяние.
Они это прекрасно понимали и все больше и больше возлагали надежду свою, веру на ту силу души, которая их исцелит. Ведь вера наша – это действительно исцеление нашей души. Потому что сама вера – это не просто наше признание, что Бог есть. Наша вера — это отдать себя Ему. Верить в Бога по-христиански — это значит, звать Бога, все совершать в своей жизни с Ним, как эти четыре человека и расслабленный. Господь увидел веру, движущую их к Нему. Они не просто хотели, чтобы расслабленный был перед Христом Господом. Они хотели, чтобы он насытился словом Божьим, чтобы он прочувствовал, как Господь велик, даже в своей болезни.
Этим чудом исцеления расслабленного, дорогие братья и сестры, Церковь Православная ныне нас зовет в дни Четыредесятницы все больше и больше проникаться силой нашей веры, чтобы Господь ее видел. Ведь действительно, Господь хочет видеть нашу веру, нашу отданность Ему, преданность Ему, верность Ему. В этом — сила веры. И расслабленный нас учит этому. Он ничего не хотел, хотел только, чтобы Господь его благословил, чтобы дал ему силу быть с Ним, быть в Нем.
Это чудо нашей веры, дорогие братья и сестры, быть в Самом Господе, в Том, Кто является и Творцом нашим, и нашим Спасителем, и Освятителем. Быть в Самом Господе, Который нас создал для того, чтобы мы были в Нем. Он нас создал, чтобы видеть нашу веру и благословлять нас, и каждому сказать: отпущаются тебе грехи твои. Потому что когда мы верим, мы чувствуем свой грех, мы чувствуем, как мы несправедливы, как мы нечисты, как мы горды, как много грехов в нашем сердце, которые обличает наша совесть.
Это есть вера: увидеть свой грех. И вера – это действительно чудо видения нами себя и изменения наших сердец Господом через эту веру. Потому что когда мы верим, что Господь видит наше сердце, непослушное, гордое, мы не можем остаться в этой слабости. Наша вера движет нас к покаянию, движет нас к изменению, движет нас к любви, к смирению, к терпению. Это происходит в нашей душе, когда мы стремимся к Господу, хотим быть перед Ним. Поэтому, начиная утренние молитвы, молитвослов нас зовет одна предстать перед Богом Невидимым, утишить все в своей душе и помнить, что Он видит наше сердце, ждет нашей веры, которая будет искать Его, стремиться к Нему, все делать, чтобы быть с Ним, чтобы не потерять Его. И будем для этого видеть себя, свою несправедливость, свой грех.
Пусть Господь всем нам поможет, дорогие братья и сестры, нашу веру именно таким образом укреплять, углублять, чтобы она вела нас, ставила нас перед Богом, чтобы просветилось наше сердце, чтобы оно из печали переходило в радость, из печали греха и непослушания Богу в радость следования Его заповедям и исправления себя. Это величайшая радость, это свет, который входит в наше сердце.
Мы ныне празднуем также память святителя Фессолоникийского святого Григория Паламы, который помог Церкви в четырнадцатом веке найти эту глубину веры и молитвы человека, которые его приводят к Богу, ставят его вперед Бога. Он учил о Фаворском свете, который меняет сердце человека, который делает его послушным своему Творцу и ведет к этому нетварному божественному свету, Божьей благодати, которая насыщает человека и дарует ему великую радость.
Пусть этот Великий пост, который мы с вами совершаем, будет именно временем, когда наша душа проникнется силой веры, войдет в нее, чтобы искать Господа, чтобы искать Того, Кто видит наши слабости, нашу слабую веру. И тогда мы понимаем, как дорога нам вера, как страшно ее терять, как человек становится печальным в этом мире, не имея веры, и какая радость входит в сердце человека, когда у него есть вера, которая держит его перед Самим Господом, Который ведет его к постоянному покаянию, к постоянному изменению. Ведь вера — это зов в нашей душе измениться и приблизиться к Господу.
Грех не дает нам это совершить, но мы видим его и понимаем, что это он противостоит нашей радости. И наша совесть, ища Господа, не успокаивается, пока не предстанет пред Ним со своим покаянием, со своими слезами, чтобы услышать слова Господа, Который, видя эту веру, скажет: прощаются тебе грехи твои. Это величайшее достояние в нашей душе, когда мы, предстоя перед Богом, понимая, как мы грешны, слышим эту любовь Божью к нашему кающемуся сердцу: слышим слова Господа, обращенные к нам, прощаются тебе грехи твои.