28 декабря, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В воскресном евангельском чтении прозвучала притча Христа Спасителя о званых на пир: «Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться.
Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 16-24). После чтения Евангелия настоятель прихода архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Многи суть звани, мало же избрани, — оканчивает этими словами Господь притчу о господине, который приготовил вечерю и звал на нее тех, для которых ее приготовил. Мы слышали, как эти званые в притче начали отказываться, потому что были заняты своими делами. Оказалось, что дела, которыми они были заняты, для них выше этой вечери, которую господин их приготовил для них. Они пренебрегли желанием господина призвать их на вечерю.
Они были заняты своими трудами и стали отказываться от приглашения прийти на вечерю. Один говорит: я купил поле и должен его посмотреть. Другой – я пару волов купил и должен испытать, третий женился и не может оставить свою супругу. И каждый из них, в своем деле оставаясь, пренебрег призывом господина прийти к нему на вечерю. Но господин, приготовивший вечерю, призвал других людей прийти к нему.
И наполнился дом многими, которых его слуга мог найти, и слепыми, и хромыми, и всякими, кого мог найти слуга в городе и вне города, чтобы они вкусили этой вечери. И Господь говорит, оканчивая эту притчу: никто из тех, кто был зван на вечерю и отказался, не вкусит этой вечери, ибо много званных, а мало избранных.
Этой притчей Господь поучает нас о том, как Он каждого из нас зовет к Себе. Как Он, любящий нас Господь, хочет, чтобы мы были с Ним, чтобы мы разделили с Ним эту вечерю и насытили свое сердце. Но как часто бывает, что мы уподобляемся этим званным и отказывающимся! Как Господь нас часто зовет, но мы заняты своим делом, у нас нет времени, у нас есть свои дела, которые, оказывается, выше призыва Господнего нас к Себе. Господь этой притчей нам напоминает, что дела, которыми мы заняты каждый день, не могут быть выше призыва Господнего нас к Себе, на Свою вечерю, чтобы мы с Ним, с нашим Господом, разделили ее.
В преддверии Рождества Христова эта притча читается в Церкви для того, чтобы мы поняли, что Господь нас зовет к Себе. Он приходит на эту землю, рождается в Вифлееме для того, чтобы мы с Ним эту вечерю, эту встречу разделили. Чтобы не наши дела были превыше всего, а наша встреча с Самим Господом. И мы видим, как черствые сердца часто уподобляются этим званным и отказывающимся, как наши дела становятся в нашей жизни превыше всего, и мы им отдаем внимание, время свое, пребываем в них.
Забываем о Господе, забываем о небе, о вечере. Ведь вечеря, на которую Господь нас зовет – это встреча с Ним, это пребывание с Ним. Ведь Он готовит для нас вечерю, чтобы нас насытить, чтобы наши души, которые в этом мире жаждут и не насыщаются ничем, могли быть насыщены. И только эта вечеря, встреча с Господом дарует человеку насыщение. Но как страшно, когда Господь зовет человека, ждет его, а он пренебрегает этим и занимается своими делами, которые ставит выше этой небесной трапезы!
Господь нам также напоминает, что отказывающиеся от этой вечери не вкусят ее. И мы видим, как часто человек, пренебрегая Церковью, верой, духовной жизнью, закрепощает себя в благах этого мира, в делах этого мира, и этим самым отказывается от встречи с Господом, от вечери, от жизни вечной. И мы видим, как человек, погружаясь в заботы этого мира, уходит от жизни с Богом. А ведь любящий нас Господь хочет нас насытить, хочет дать нашему жаждущему сердцу ту пищу, которая насыщает и наполняет наше сердце, удовлетворяет нас сполна.
Ведь ничто в этом мире не может удовлетворить человека, как только вечеря с Господом, встреча с Ним, принятие того, что Господь приготовил нам. Ведь вечеря, которую Господь нам приготовил – это Царствие Божие, это жизнь в Нем, с Ним, на небесах, которая здесь начинается, в Церкви, на Божественной литургии, в таинствах исповеди и причащения, в нашей молитве, в нашем воздержании, в нашем праздновании. К этому Господь нас зовет и хочет, чтобы наше сердце откликнулось на Его зов, и чтобы мы пришли к Нему. Господь прямо говорит: стучу в каждое сердце, и если откроют, войду и вечерю с ним сотворю.
Господь действительно стучит в наши сердца, чтобы они, истомленные в этой жизни, среди земных благ, прочувствовали, что они живут не для преходящих благ, не для тленного, исчезающего, а для вечного, всегда пребывающего, всегда насыщающего, и никогда не иссякающего. Мы прекрасно видим, как в это мире эти блага земные проходят, иссякают, и как наполняется сердце человека печалью, потому что не наполняется благодатью Божией, благами вечными, непреходящими.
Господь всех нас зовет прийти к Нему, насытиться, порадоваться этой встрече с Ним. Дать нашему сердцу истинное благо, истинную жизнь, истинную радость. В сегодняшнем апостольском чтении мы слышим, как апостол Павел колосским христианам прямо говорит: совлекитесь ветхого человека с его делами и облекитесь в нового человека по образу создавшего нас. Совлечься старого человека и облечься в нового – это и есть откликнуться на призыв Божий.
Не оставаться лишь в тленном, преходящем, тем, что не помогает человеку прийти к Богу к любви , к милосердию , к терпению, к смирению. И наоборот, жизнь без Бога ведет человека к все большему и большему ожесточению, к нелюбви, ко всякой злобе и злости, которые человек не может преодолеть, не встретившись с Господом, не насытившись небесными благами.
Апостол Павел говорит: совлекитесь этого старого человека, отвергните желания и дела его, которые сопряжены со многими грехами, всякой ненавистью, всякой яростью, гневом, всяким злословием. Совлечься этого старого человека Господь помог нам через таинства Божии, через наше участие в вечере Господней. Когда мы откликаемся на зов Божий, Господь нам помогает многое в себе преодолеть, совлечься старого человека с его делами и облечься в нового, по образу его создавшего, когда мы отвергаем дела старого, грешного нашего человека в нашем покаянии, в нашей исповеди, мы облекаемся в нового человека, по образу создавшего нас. То есть, облекаемся самой любовью, милосердием, терпением. Становимся благими и любвеобильными.
Вот почему вечеря, вот почему встреча с Господом – для того, чтобы преодолеть в себе многое зло и облечься в это богатство доброты и любви Божией. Господь призывая нас на вечерю, ждет нас на ней, потому что Он может нам помочь на ней преодолеть в себе старого человека и взрастить в себе нового. Нового человека, который всегда будет терпелив, смирен и кроток, любвеобилен и жертвенен.
Будем помнить, дорогие братья и сестры, об этом призыве Господнем нас. Ведь Бог хочет, чтобы мы не оставались с черствыми сердцами в земных делах, забывая о небесном. Он хочет нам помочь, чтобы все наши земные дела были в радость нам, чтобы они удовлетворяли наше сердце. Как они могут его удовлетворять, если мы не встретимся с Господом, не вкусим этой вечери, которая сделает наши сердца благими и любвеобильными. Если мы будем оставаться в своих делах, пренебрегая вечным, небесным, мы останемся со своим черствым сердцем.
Поэтому мы должны себя понуждать все больше и больше понуждать себя принимать то, что вечеря со Христом нам дает в нашей жизни, в нашем воздержании, в нашей молитве и, особенно, в таинствах церковных, в святом исповеди и причащении. Будем помнить, что это вечеря Господня нам дана для того, чтобы дать нам эту благость и силу духовную все спокойно переносить, на все надеяться, с надеждой, с терпением, ведь мы прекрасно понимаем, когда мы с Господом разделяем эту вечерю, как наше сердце радуется среди всех наших земных трудов и трудностей! Даже когда нас встречают какие-то проблемы, беды, мы, посещая вечерю Господню, спокойно все переносим, потому что наше сердце напиталось благостью, оно стало смиренным, кротким, оно не мнит о себе что-то а спокойно все совершает в покаянии и исправлении.
Об этой вечери нам Господь сегодня говорит в притче, чтобы насытить наши сердца покаянием, исправлением. Чтобы оторвать нас от земных благ, которые ничего нам не приносят без небесных благ, чтобы нам показать, что, пребывая в своих земных заботах, без Бога, мы отказываемся от вечери с нашим Господом. Поэтому в преддверии торжеств Рождества Христова Церковь вместе с праотцами и всем праведниками ветхозаветными нас зовет превыше всего ставить нашу встречу с Господом, нашу жизнь в нем, наши желания быть в Его заповедях.
Мы должны понудить себя возвысить наше сердце на небеса, зайти туда, чтобы быть с Господом на этой вечери. Потому что когда мы молимся, обращаем свой взор на небеса, сердце наше наполняется этой пищей вечной вечери Господней. И мы, пребывая с Господом, насыщаем наши сердца и совершаем наши дела мирно, спокойно и с любовью.
Мы прекрасно понимаем, как это важно всегда было для нас, как это особенно важно сейчас, когда мир бежит от этой вечери Господней, когда человек этого мира остается в себе, в своем черством сердце, в своих занятиях и отвергает вечерю Господню, отвергает нашу встречу с Ним, отвергает насыщение сердец этими вечными благами. Пусть Господь, поучающий нас этой притчей о Своей вечере, даст вдохновение нашим сердцам, искать Его всегда, откликаться на Его призыв, всегда стараться быть с Ним.