В воскресенье 11 января, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В воскресном Евангелии повествовалось о событиях, последовавших после Рождесвта Христова: «Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2: 13-22).
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ирод хочет искать Отроча, дабы погубить Его, — возвещает нам сегодняшнее евангельское чтение о том, как отнесся этот мир к рождению Христа Господа, как этот мир не только совсем не ждет Христа Господа, а противостоит Ему. Но Господь приходит в этот мир, чтобы обрести заблудших овец, чтобы спасти человека. И поэтому тот человек, который ищет Бога, приходит ко Христу, а тот, который живет страстями этого мира, не только не приходит к Спасителю мира, но отвергает Его, ибо ищет совершенно другого, ищет земного, ищет неугодного Богу, ищет гордости человеческой.
И мы видим, как человек, живущий своими страстями, в эгоизме, даже боится родившегося Богомладенца. Ирод, царь иудейский, который не только жил своими страстями и желаниями, но и был очень жестоким, убивал даже родных своих, естественно, знал, что родился Тот, Который может эту власть его забрать, и он начал воевать против этого новорожденного нового Царя. Когда прибыли в Иерусалим волхвы с востока и рассказали ему об этом, он, конечно, очень тревожился о рождении нового Царя и уже начал думать, как Его погубить.
Ирод расспрашивает волхвов, когда они увидели звезду, которая сообщила им о рождении нового Царя, надеясь, что волхвы найдут этого Младенца, и он спокойно его погубит. Но, как сообщает нам Евангелие, волхвы, поклонившись Богомладенцу, принесши ему дары, во сне получили откровение о том, что лукаво Ирод им говорил, что хочет также поклониться новорожденному Царю, что он хочет убить Его. И, естественно, благочестивые волхвы возвратились в свою страну другим путем, не сообщив Ироду, где находится Богомладенец. Но жестокий Ирод не мог пропустить это. Он понял, что обманут волхвами, но он знал, что звезда сообщает человечеству, что два года назад родился Мессия, и его можно найти в Вифлееме или в округе Вифлеема. И кровожадный царь Ирод убивает четырнадцать тысяч младенцев в возрасте до двух лет.
Это злодеяние, конечно, свидетельствует о ненависти ко Христу Ирода и этого мира, который живет своими страстями, противостоит правде Божьей, противостоит Самому родившемуся Спасителю. Праведный Иосиф Обручник, получив во сне весть об этом готовящемся убиении младенцев, убежал с Девой Марией и Богомладенцем в Египет. Господь сохранил Его и после смерти Ирода: Иосиф с Девой Марией и Богомладенцем возвратились в землю обетованную, но не в Вифлеем, потому что там царствовал Архелай, сын Ирода, который мог вспомнить о том, чего искал его отец. Иосиф Обручник, получив откровение, возвратился к себе в Назарет.
Из этого мы видим, дорогие братья и сестры, как этот мир ополчается против правды Божией, и как Господь хранит праведников. Как Господь сохранил Богомладенца, праведного Иосифа и Матерь Богомладенца Деву Марию, оградив их от этой страшной участи. Но Церковь, празднуя сегодня это трагическое событие, убиение вифлеемских младенцев, хочет нам напомнить о том, как этот мир жесток, и как он ополчается против правды, против Самого Господа, как он не принимает Евангелие. И мы прекрасно понимаем, если человек живет в своих страстях, в удовлетворении себя, живет своей гордостью, тщеславием, своим эгоизмом, — там нет места ни Богу, ни Его Евангелию, ни Его правде. Там царствует одна ложь.
И эта ложь, (а отец лжи — сам диавол), восстает против Бога, не только не принимает истину, но и гонет ее. Ведь Ирод прекрасно понимал, какой важности эта весть о рождении нового Царя, хотя он был далек от духовной жизни. Он никак не хотел, чтобы что-то изменилось в его жизни и в жизни его общества, его страны. Он хотел только одного: чтобы было все под его властью, и чтобы царствовала ложь, чтобы царствовал эгоизм.
Но Господь пришел в этот мир, где царствует эгоизм, где человек хочет жить, как ему хочется, по своим страстям. Он пришел, и мы прекрасно видим, как этот мир лжи и страстей, всякой нечистоты, всякой гордости, противостоит Евангелию, противостоит чистоте, любви, самой истине. И поэтому мы, празднуя Рождество Христово, празднуем победу в сердцах людей над эгоизмом, над всякой нечистотой.
Христос Спаситель пришел в этот мир, и мы видим, как мир лжи и эгоизма противостоит правде, противостоит истине. И поэтому, празднуя Рождество Христово, мы радуемся, что в этом мире есть Христос, есть правда, которую ненавидит этот мир. Но Сам Господь есть здесь, и Он хранит праведника. Господь несет в этот мир Евангелие, хочет помочь человеку преодолеть ненависть к правде, хочет помочь ему обрести желание чистоты.
Апостол Павел сегодня, повествуя галатским христианам о том, что есть Евангелие, напоминает в начале, что Христос Господь отдал Себя за наши грехи, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века. Он пришел, родился в Вифлееме, чтобы мы были с Ним, в Его правде, в Его любви. И хотя этот мир восстает, ненавидит Евангелие, Господь хранит верующего в Него и напоминает, что Он над всем, и неправда не может погубить правду. Сам апостол Павел напоминает галатам, что Евангелие его — не человеческое, а Божие, и напоминает им, как это в его жизни было непросто, каким он был жестоким гонителем церкви и опустошителем ее. Но Господь его чудесным образом призвал для того, чтобы благовестить Евангелие в этом лукавом мире, лукавом веке. В том веке, который противостоит правде, противостоит Богу, гонит Его, ненавидит.
Апостол Павел призван был служить этой правде Божьей и благовестить ее. Также и мы дорогие братья и сестры, празднуя Рождество Христа Бога и Спаса нашего, радуемся и веселимся, несмотря на то, что это было очень трудно для человечества. Столько детей погубил этот лукавый, ненавидящий Евангелие мир! Но мы радуемся, потому что эти младенцы, убитые в Вифлееме и его округе, свидетельствуют о Боге, который пришел в этот лукавый век, чтобы вести человека на небо, к вечной жизни, помочь ему увидеть правду и неправду. Увидеть, что есть истина, а что есть ложь и ненависть.
Об этом возвещает нам сегодняшнее Евангелие, об этом возвещает нам Богомладенец, гонимый этим миром, ненавидимый этим миром. Он нам напоминает, что Он с нами. Что не этот лукавый мир имеет власть и владеет всем. Господь над всем. И Господь родился в этом мире в Вифлееме для того, чтобы мы торжествовали среди этого страшного ополчения против Бога, чтобы мы веселились тем, что этот мир не имеет власти над нами. Над теми, кто живет в правде, в честности, в чистоте, в любви, этот мир не имеет никакой власти. Этот мир владеет теми нечистыми и лукавыми сердцами, которые любят его. Лукавый Ирод, естественно, не ищет Евангелия и гонит Его, Самого Богомладенца. Но мы радуемся и веселимся, потому что Богомладенец есть, Он пришел к нам, чтобы защитить нас, чтобы насытить наше сердце правдой.
Это действительно так. Когда мы с Господом, пусть воюет этот мир, но он бессилен погубить наше сердце, любящее Бога. Да, он будет гнать, преследовать, и всегда это будет делать лукавый век. Но мы должны помнить, что человек, который любит Христа Господа, любит правду, всегда будет защищен, всегда будет светом во тьме этого мира. И Богомладенец, родившийся в Вифлееме, нас зовет, дорогие братья и сестры, к веселью среди этого зла, к веселью, к радости о том, что не зло, не грех имеют власть, а Сам Господь и Его правда, Его чистота в нашем сердце.
Это сама жизнь. Это то, к чему мы призваны, дорогие братья и сестры, чтобы следовать тому, к чему Господь нас зовет. Чтобы этот мир, ненавидящий правду, знал, что убить Богомладенеца Ироду не удалось. И также любовь и чистоту в сердце верующего человека невозможно убить. И мы знаем из истории церкви, как ополчался этот мир, сколько мучеников он дал Церкви Христовой. Но эти мученики свидетельствуют, как и четырнадцать тысяч убиенных младенцев вифлеемских, что правда царствует, что правда – она является вечной, непреодолимой, она всегда светит, она всегда обличает. И ненависть века сего лукавого к Богомладенцу – это должно нас, дорогие братья и сестры, настраивать на глубокое внутреннее ликование и веселие в нашем сердце, потому что вифлеемские младенцы, пострадавшие первые за Христа Господа, стали свидетелями любви Божией, которую Господь принес в этот мир, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, от века тьмы, нечистоты и похоти.
В этом Рождество, дорогие братья и сестры, в этой радости. Мир восстает и убивает вифлеемских младенцев, потому что тьма восстает против света, но не может его преодолеть. Свет светит в этом мире, и к нему идут сердца человеческие, любящие правду, любящие чистоту, любящие волю Божию. И пусть Господь всем нам, дорогие братья и сестры, поможет быть свидетелями этой правды, этой чистоты, этой люби Божией в наших сердцах. Потому что Богомладенец родился для каждого из нас, чтобы мы не унывали, чтобы мы радовались среди трудностей, среди гонений этого мира, лукавого настоящего века, чтобы мы не трепетали перед ним и не падали, а наоборот, чтобы мы радовались тому, что правда пришла в этот мир, что только она имеет силу, что Сам Господь с нами. И пусть Богмоладенец, родившийся в Вифлееме, поможет нам обретать этот свет Божий, чтобы в этом мире тьмы, ненависти и нечистоты жить чисто, радостно и любвеобильно.