В Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в день памяти св. мц. Татианы, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. После службы о. Амвросий поздравил всех прихожанок, носящих имя Татианы, с именинами и подарил им подарки. Евангелие дня повествовало о посещение Господом Иисусом Христом дома Закхея: «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 1-9). После чтения Евангелия о. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Искаше видити Иисуса, Кто есть», — повествует нам ныне Евангелие о Закхее, начальнике мытарей, богатом человеке. Закхей знал, что Иисус Христос творит чудеса, знал что Он необычный, знал что люди Его очень любят, ходят за Ним, знал, что Иисус Христос все делает для тех, кто Его слушает. Закхей, начальник мытарей, богатый человек, жил неправедной жизнью. Творил много несправедливости и жил во тьме греха, совершенно не подозревая о существовании другой жизни.
И вот, во тьме своих грехов он увидел свет Христов, он начал ярко сиять ему, начал привлекать к себе, начал ему говорить о чем-то особенном. И этот начальник мытарей никак не мог успокоиться, пока не увидел этого великого Чудотворца. Как мы слышали из евангельского чтения, он был мал ростом и не мог подойти из-за множества народа, чтобы разглядеть Христа Господа, потому что Христос был всегда окружен множеством народа. Но он так хотел Его видеть, что не мог успокоиться. Он видел что-то необычное, он видел многих людей и никак не мог понять, что кому-то может быть дана такая власть творить чудеса и собрать столько народа вокруг Себя. Дела Христа Господа сияли перед ним, и он хотел посмотреть на Него вблизи, каков Он.
Закхей, начальник мытарей, бежит вперед, чтобы залезть на ягодичину и сверху увидеть Христа Господа, потому что Он должен был проходить мимо этой ягодичины. Этот начальник мытарей, сидя на дереве, ждет встречи со Христом. Но встреча произошла совершенно другим образом. Он хотел увидеть Христа Господа, а оказалось, что Христос Господь увидел его, посмотрел на него. И этот взгляд полностью осветил его, особенно когда Господь сказал: Я к тебе должен прийти сегодня, быстро слезай с дерева.
И Закхей с великой радостью слезает с дерева и бежит в дом, чтобы принять Христа Господа. Когда Господь пришел в его дом, он увидел, Кто этот великий проповедник, Кто Он, Тот, Который смотрит в сердце человека, и если человек смотрит на Него, то просвещается этим светом, потому что Его взгляд – это просвещение тьмы грехов человека. Это произошло с Закхеем, когда Господь на него посмотрел и пронизал его Своим взглядом доброты, любви, мира и покоя. Закхей, который пребывал в грехах, в непокое, в нелюбви, прочувствовал, как велик Господь, как Он сладок, как Он желанен для него, и как его душа полна тьмы греха. Он это все увидел в себе, и не мог не увидеть, потому что свет светил в его сердце и указал на его грехи, раскрыл их.
И Закхей, естественно, видя это множество своих грехов, каялся перед Господом, просил у Него прощения и обещал Ему исправить свою жизнь. Он прямо говорил Христу Господу: «пол имения моего раздам нищим, а если кого чем обидел, возвращу ему четверицею». Это был свет Христов, который обновляет душу, исцеляет ее, зовет ее к покаянию, к исправлению, к доброделанию. Закхей действительно, просветившись этим светом Божьей любви и правды, стал совершенно другим человеком. Фарисеи были недовольны, что Христос зашел к этому великому грешнику, ведь все знали его грехи и удивлялись, как Он мог пойти к тому, кого народ не любит, отвергает за его несправедливость. Но Господь сказал, что Он пришел в этот мир, чтобы спасти погибшее.
Закхей – это человек, который напоминает каждому из нас о том, что если мы знаем Евангелие, знаем, что Господь творит, что Он велит нашему сердцу, мы должны, как он, искать того, чтобы видеть Христа Господа, чтобы встретиться с этим взором Христовым, который укажет на каждый наш грех, будет видеть глубины нашего сердца, даст нам видеть все наши грехи. Ибо во тьме грехов человек практически не видит себя, потому что тьма не дает ему увидеть свой грех. Если человек остается во тьме и не видит своих грехов, ему кажется, что он прав. Но когда он встретится со взглядом Господним, пронизвыющим его сердце, он начинает видеть свои грехи и преступления.
Закхей нас зовет к изменинию, к покаянию, дорогие братья и сестры, этот начальник мытарей, богатый человек, который жил неправедной жизнью, но стал Божьим человеком, потому что, увидев свой грех, он в покаянии стремился исправить свою жизнь. Закхей показывает покаяние, которое меняет сердце человека. И не может он не менять свое сердце, когда Божий взгляд не дает ему покоя. Господь видит все его грехи.
Мы слышали также в другом нынешнем евангельском чтении о том, как Господь, переселившись из Назарета в Капернаум, пришел в ту часть Галилеи, которая жила далеко не по заповедям Божиим. Как пророк возвещал о этой стране Завулона и Неффалима: народ, который сидел во тьме, когда Христос пришел к ним, вдруг увидел великий свет, тот, который светил во тьме и сени смертной, и этот свет воссиял народу, который не знал другой жизни, а теперь начал видеть свои грехи и исправляться. Ибо Господь пришел к ним с проповедью: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Он пришел к ним, обличая их грехи.
И люди, видя свои грехи, исправляли свою жизнь, шли за Христом Господом, чтобы очиститься от своих беззаконий, чтобы пребывать во свете, чтобы свет просвещал постоянно их души, и они могли видеть каждый грех, каждое падение и каяться, восставать, подыматься и творить в покаянии добродетели, смиряться, исправляться. Ибо для этого Господь пришел на нашу землю. Для этого Он принял крещение на Иордане, чтобы принести нам этот свет, чтобы дать нам возможность каждую минуту видеть свои слабости, свои страсти, свои похоти, свои несправедливости, свою нелюбовь, свое нетерпение. Он пришел к нам для того, чтобы просветить нашу душу, чтобы дать нам зрение. Ибо настоящее зрение — это видение своих грехов. Когда мы видим свои грехи, мы хотим исправляться, мы хотим угодить Господу, мы хотим преодолеть все свои страсти.
Но это тогда, когда мы стоим перед Господом, и Он смотрит на наше сердце. Господь нас зовет совершить этот поиск Его, как Закхей это сделал, чтобы мы стали перед Господом, и чтобы Он нам Своим светом указал на наши грехи, на все наши слабости, чтобы мы исправлялись, как Закхей. Он из неправедного стал праведным, потому что праведный – не тот, кто не творит грех, а тот, кто исправляет свою жизнь перед Господом, перебарывает свой грех, отвергает страсти, гордость. Об этом нам сегодня Закхей свидетельствует своей жизнью.
В апостольском чтении мы слышали, как христианин должен жить в церкви. Он должен возрастать, расти в меру полноты возраста Христова. Господь нас ищет, дорогие братья и сестры, чтобы помочь нам возрастать в добродетелях, в праведной жизни, ведь покаяние – это не есть лишь сказать: я согрешил, согрешила, а покаяние – это сказать: Господи, я исправлю свою жизнь, сделаю то, что Ты должен видеть в моей жизни, как это сделал Закхей. Ведь он пообещал, что раздаст половину имения своего нищим, и кого обидел, воздаст ему вчетверо. Это потому, что он кается и ищет исправления. И нас зовет, чтобы мы, видя свои грехи, обещали Богу, что будем бороться с ними и перебарывать всякую несправедливость, всякую ложь, всякое осуждение ближнего.
К этому зовет нас Закхей, великий грешник, но и человек, в покаянии необычно великий, потому что, будучи пронизан светом Христовым, он ничего не оставил в своей жизни неисправленным и не отвел внимания от своих грехов, от своих слабостей, от своих падений. Они все были перед ним, перед его взором, чтобы ему помнить, в чем он должен исправляться. И как мы часто забываем о своих грехах и поэтому не исправляемся! А когда мы помним свой грех, мы стремимся исправляться, ибо обещаем Богу исправление. Потому что невозможно не исправиться, когда свет Христов пронизывает нас и мы в этом свете видим, как страшен грех в нашем сердце.
Пусть Господь нам поможет, дорогие братья и сестры, видеть свой грех, искать увидеть Христа Господа, искать быть просвещенным Его светом, как Закхей, чтобы встретиться с Господом, чтобы Он указал на каждый наш грех, чтобы мы не забывали, что Господь видит наш грех, ждет нашего исправления, хочет зайти к нам и сказать: Я должен быть в твоем доме ныне, чтобы услышать покаяние. Чтобы услышать, как мы говорим: Господи, согрешил, исправлю свою жизнь, отвергну свой эгоизм, гордость, буду жить смирением и любовью.
Это хочет Господь от нас услышать в Неделю по Богоявлении, в Неделю о Закхее, первую подготовительную неделю к Великому посту. Господь хочет, чтобы мы видели свой грех и не забывали: пока мы не будем с Его помощью преодолевать грех, увидев свет Христов, помнить о нем, мы не начнем исправляться. Но как только мы забыли о своем грехе, мы продолжаем жить неправедно. Поэтому Закхей нас зовет искать, видеть Господа, чтобы Он пронизал Своим взглядом наше сердце и мы увидели каждый наш недостаток, каждый наш грех, преступление в нашем сердце, в нашей душе и в нашем уме.