8 февраля, в Неделю о блудном сыне, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В воскресном евангельском чтении прозвучала притча Христа Спасителя о блудном сыне: «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15: 11-31). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Уже несмь достоин нарещися сын твой, сотвори мя яко единого от наемник твоих, — так начал думать в своем сердце младший сын отца из притчи о блудном сыне. Этот младший сын, который хотел жить в свое удовольствие, как мы слышали из Евангелия, взял пол имения, которое по праву отец должен был дать ему, и все это растратил на блудную жизнь, на удовлетворение своих похотей. Когда все окончилось, он остался ни с чем, начал искать возможность прожить для себя и нашел только возможность пасти свиней. После блудной жизни он почувствовал, куда он попал, куда эта жизнь его привела, — даже ту пищу, которую свиньи кушали, ему не давали, он голодал, он чувствовал себя всеми оставленным, брошенным и не нужным. Чувствовал, как он потерял свое человеческое достоинство.
И он понял, что произошло в его жизни. Он склонился к той жизни, которая опустошает душу, приводит человека к состоянию совершенной ненужности. Он увидел, что путь удовлетворения своих страстей – это путь гибели, это путь уничтожения себя. И когда он размышлял над своей жизнью, над тем, что произошло с ним, он вспомнил о доме своего отца, о том, откуда он ушел. Вспомнил о прежней жизни, о любви отца, о всем, что он имел в его доме. И он сравнил эти два состояния, состояние опустошенности, ненужности, выброшенности в жизни, и свое состояние в доме отца, где его любили, где он был нужен, где он имел все, где он чувствовал заботу о себе.
И это ему помогло, сравнивая два состояния в своей жизни, прийти к покаянию, прийти к тому, чтобы осознать, что же он сделал со своей жизнью, куда он склонился. Он действительно увидел, как он оставил мир Божий, как он оставил то, где он был любим, где все ему давали, где все было для него. И увидел, какова жизнь в удовлетворении своих страстей, как она человека уводит от жизни нужности, от жизни, где действительно все приносит радость, как страсти увели его в жизнь, где одна печаль и тоска. Он понял, что он оставил свое достоинство и обрел ничтожество, и начал помышлять, как бы ему возвратиться хоть как-то от ненужности и выброшенности к той жизни в доме отца его, где даже последний слуга был нужен, чувствовал, что он кто-то есть, что его помнят.
И хотя своим сердцем он понимает, что после того, как он ушел от своего отца, того, что было – того уже нет, но он просится к своему отцу в мыслях, чтобы он его принял хотя бы как своего последнего наемника. И это его, блудного сына, подымает и делает его совершенно другим человеком. От желания удовлетворить себя, жить блудной жизнью, он возвращается к той жизни, которая обращена к Богу, обращена к удовлетворению Господа. Он понимает, что он не достоин этой жизни, но он также понимает, что здесь, в этой жизни скитаний и лишений он оставаться больше не может. Его сердце зовет его к той жизни, которая была оставлена им, быть хотя бы самым последним наемником у своего отца.
И в этом желании возвратиться к утерянной жизни сын возвращается к своему отцу. Но отец, которого сын оставил, всегда ждал его, всегда просил Бога, чтобы Господь дал ему возможность в этой блудной жизни вспомнить, где он был, что он оставил. Эта молитва отца блудного сына настолько глубоко была в его сердце, что он жил только его возвращением, обращением к Богу. Его сердце чувствовало, что его сын помнит о его любви и вернется. Он всегда выходил и смотрел, не возвращается ли его сын. И когда он его увидел вдали, возвращающегося домой, необычайно радовалось сердце отца. Потому что он видел другого сына, еще издали он видел смиренного и кроткого сына, который оставил грех, стал другим. Он не видел гордого и страстного сына, который искал только греха, а увидел сына, который отверг это, который знал, к чему ведет страсть и грех, который не хочет больше оставаться с сердцем, опустошенным грехом, который всеми силами возвращается в дом отца, чтобы найти любовь, чтобы насытиться ею.
И когда приблизился сын его, отец его обнял и сказал своим слугам, чтобы одели его в достойную одежду, чтобы ему перстень дали, как знак достоинства его сына, хотя его сын исповедует, что он не достоин называться сыном, от глубины сердца взывает, что он согрешил на небо, пред Богом и пред отцом. И отец, видя это покаянное чувство своего сына, зовет всех радоваться и веселиться, потому что был его сын сластолюбивый, гордый, не знающий ничего, кроме желания удовлетворить себя, и вот, он видит другого сына, который не только отверг эти желания, но возвращается в самом глубоком покаянии, в чувстве своего недостоинства.
Старший сын, возвращаясь с работы, не мог понять, почему такая радость в доме его отца. Отец ему объяснил, что старший сын был ему верен, и все было у него, а младший сын, который не был верен Богу и своему отцу, был умершим, погибшим, его не было, — и вот, он прибыл, он воскрес, он стал таким, каким его ждал отец. Это чудо покаяния младшего сына сделало это веселие. Старший сын понял, какое необычное событие случилось в доме его отца. Его брат, младший сын, был охвачен грехом, не жил, мучился в своих страстях, был погибшим, никому не нужным, разбитым своей страстной жизнью. И теперь он видит кроткого и смиренного своего брата и радуется вместе с ним.
Эта притча, дорогие братья и сестры, взывает к нашему сердцу, потому что наше сердце часто наполняется страстями и желанием удовлетворить себя, жить так, как нам хочется, все совершать в свое удовлетворение. И мы прекрасно понимаем, как мы страждем от страстей, которые не дают нам покоя, и как мы приходим в бедственную жизнь, жизнь разбитости и ненужности, как страсти нас приводят к опустошению, как они нас влекут к удовлетворению желаний и бесконечно разбивают наше сердце.
Но блудный сын своим покаянием нас зовет к тому, чтобы мы сравнили нашу жизнь с той, в которой нас Господь благословляет, вспомнили, что Он нам дарует, как Он нас любит, как с Ним у нас все есть и как без Него пусто наше сердце, никому не нужное. Как часто мы это видим в своем сердце, когда в него входят нелюбовь и всякое гордое удовлетворение себя, как мы чувствуем эту выброшенность! Но мы также помним о покаянии, как оно приносит в наше сердце другую жизнь. Как мы чувствуем, что мы недостойны того, что мы оставили, как Господь велик, как Он нас сразу возвращает к утерянному нами достоинству. Потому что покаяние — это чудо, чудо возрождения души, это второе крещение.
Когда мы осознаем, как блудный сын, свое падение, когда плачем перед Богом и чувствуем свое недостоинство быть детьми Божьими, когда мы каемся, как нам хочется снова возвратиться в тишину Божьей жизни в нашем сердце! Как мы хотим хотя бы быть последними с Богом! Это чувство своего недостоинства и желание быть в любви Божией – это чудо нашего возрождения. Потому что Господь видит наше сердце и обновляет его. Господь нас ждет, как и отец этого блудного сына. Он тоже смотрит, когда же возвратится наше сердце к Нему, когда же оно отвергнет грех и вспомнит о любви Божией, о том, как тихо и спокойно в любви Божией, как Бог дарует нам удовлетворение сердца, и мы чувствуем, что имеем все, что мы нужны, чувствуем достоинство дитяти Божьей. И как это велико, как это желанно!
Мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, как апостол Павел напоминает коринфским христианам о жизни с Богом и без Бога: «Все мне позволено, но не все полезно, все мне позволено, но ничто не должно владеть мною», — потому что оно отведет от достоинства быть дитятей Божьей. И апостол Павел в сегодняшнем чтении рассказывает о том, как человек склоняется к блудной жизни, как этот грех начинает вредить человеку, и как опустошает его сердце, каким оно становится ненужным и ничтожным. И как человек, который себя хранит от греха, чувствует совершенно другую жизнь, не просто жизнь, в которой он чувствует, что он любим Богом, чувствует, что он нужен, в которой Господь ему все дает, но такую жизнь, когда он чувствует, как Господь Сам живет в его сердце, чувствует, как оно полно любви Божьей. И апостол Павел прямо говорит: разве вы забыли, что тела ваши – дом Духа Святаго?
Об этом мы должны помнить, дорогие братья и сестры, перед искушениями, которые часто нас разбивают, часто входят в наше сердце. Мы должны спросить себя: почему? – Потому что уподобляемся мы блудному сыну и желаем удовлетворения страстей своих. Апостол Павел нам напоминает, что мы должны быть храмом Духа Святаго, напоминает о хранении себя, о том, как наше сердце может быть всегда радостным и веселиться с Господом, и как оно, оставив Божью заповедь, печально и отчаивается, как оно, наше сердце, чувствует разбитость от греха.
Этому нас учит сегодня покаяние блудного сына. Чтобы мы всегда этот образ покаявшегося блудного сына имели перед собой, чтобы он нам напоминал, что всякая печаль, которая входит в наше сердце, имеет причину: ушли мы в страну далечу от Отца нашего Небесного. Надо увидеть опустошение своей жизни без Бога, без Его любви, надо покаяться, как блудный сын, надо почувствовать то, что он почувствовал и говорить вместе с ним: согрешил на небо и пред Тобою, Отец наш Небесный, и не достоин называться сыном, дочерью твоею. Прими меня как последнего. И Господь такое сердце сокрушенное примет и благословит, даст ему достоинство, потому что оно хочет родиться снова, оно хочет противостать греху, оно хочет быть новым, хочет быть верным.
К этому нас зовет покаяние блудного сына — к сокрушению сердца, к тому, чтобы мы глубоко в своем сердце переживали падение, чтобы мы помнили тишину Божью в нашем сердце, когда мы верны Ему, когда мы противостоим греху. Пусть Господь нам поможет, дорогие братья и сестры, это совершать в своем сердце, быть кающимися грешниками, сокрушающими свое сердце, чувствующими свое недостоинство, желать быть хотя бы последними перед Богом, чтобы любовь Божия коснулась нашего сердца. И пусть это покаяние охватывает нас и несет нам новую жизнь в радости и веселии.