В воскресенье 10 мая, в Неделю о самаряныне, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. Евангельское чтение поевествовало о беседе Господа Иисуса Христа с самарянкой: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды.
Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа.
Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 5: 5-42). После чтения Евангелия архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа
«Сами слышахом и вемы, яко воистину сей есть Спас миру Христос». Самаряне, говоря эти слова, свидетельствуют о том, что их сердца наполнились истиной, свидетельствуют о том, что они встретили Того, кто дает жизнь, Кто возрождает сердца человеческие и дает им вечную радость и спасение. Они насытились, они напились этой воды живой, они приняли эту пищу вечной жизни, о которой Сам Господь говорит: «Пища Моя – творить волю пославшего Меня: творить волю Отца Небесного». Это действительно самое большое питание для души. Самарянка, встретившая Христа Господа у колодца Иакова, жила блудной жизнью. Жила так, как ее страсти ей указывали. Но она знала, что есть истина, которую она не может найти. Она знала, что должен прийти Мессия, Который возвестит истину и изменит сердца человеческие. Эта беседа со Христом Спасителем у колодца оказалась для нее исполнением ее веры и надежды.
Мы слышали, как Христос обращается к этой женщине самарянке, которая в своей жизни много претерпела всяких испытаний, трудностей. Ведь пять мужей она имела, и тот, с кем она жила, был ей не муж. И она, утомленная, уставшая от этой жизни, все-таки надеется, что придет Мессия и возвестит человеку, как ему жить, к чему стремиться, чего искать.
И когда Господь с ней говорил, Он коснулся ее сердца. Он вначале обратил ее внимание на воду, которую она пришла почерпнуть. Он ей сказал о воде живой. И для нее это было необычно: она возжелала этой воды. И Господь указал ей, как эту воду живую можно обрести, напоминая ей о ее неправедной жизни, напоминая, что она живет в блуде, что надо покаяться, очиститься от греха и исправить свою жизнь.
И она, самарянка, поняла, что такое эта вода живая. Это противостать греху, сделать свою жизнь угодной Богу. И она начала спрашивать Христа Господа, а как же кланяться Богу, как Его почитать. И Он ее учит, как почитать своего Творца, Отца своего Небесного в духе и истине. В сердце своем, в покаянии, в поклонении Господу своему не внешним образом, а внутри, в своем сердце увидеть Его, своего Отца Небесного, которого мы оставляем, творя грех, и возвратиться к Нему.
Этому учит ее Христос Господь. И она понимает, что этот путь поклонения в духе и истине – это тот путь, который приводит человека к изменению своего сердца. И когда Господь на ее вопрос о Мессии говорит, что Он — тот Мессия, которого израильский народ ждет, она поверила в Него, потому что почувствовала эту воду живую. Как мы поем в сегодняшнем кондаке, она увидела Христа Господа, «премудрости воду», и ее сердце, мы продолжаем петь, напиталось обильно этой живой водой.
И самарянка, переполненная этой благодатью, побежала в свой город Сихарь к своим одноплеменникам для того, чтобы возвестить, какое чудо произошло в ее сердце, Кто пришел к ним, — Тот, Который дарует воду живую, изменяет сердце и наполняет его радостью. Она этой радостью делилась с ними, и они вышли ко Христу, увидели Учителя Господа, слушали Его слова и просили, чтобы Он остался с ними. И Он остался с ними еще два дня, чтобы напоить живой водой их сердца. Они насыщались этой живой водой и этой пищей, о которой Христос Господь ученикам говорит, что это пища, которая делает душу человека живой и радующейся.
Потому что пища исполнения воли Божией – это действительно то, что насыщает человека и дарует ему неизреченное бытие насыщения. Господь самарянке прямо говорит: воду, которая течет, ты пьешь, и все равно жаждешь. А вода, которую Я тебе дам, насыщает человека, и он никогда не жаждет. Пища Божьего слова насыщает человека и дарует ему силу творить волю Божию, жить по Заповедям Божиим. И человек, который, как самарянка, как апостолы, слышит учение о воде живой, о хлебе вечном, об истинном поклонении Богу в духе и истине, глубоко в сердце своем свидетельствует так же, как эти самаряне города Сихарь: мы слышали сами и знаем, что это воистину Спас миру, Христос пришел к нам.
Дорогие братья и сестры! Самарянка нас зовет напиться этой воды живой, утолить жажду, чтобы никогда не жаждать нашей душой. Потому что она жаждет, когда мечется в неведении в этом мире, когда искушается, когда соблазняется, когда падает в грех, когда служит своим страстям. Невыносимую жажду испытывает наше сердце. Но когда сердце наше приходит ко Господу как самарянка, тогда оно слышит эти слова Его о воде живой, и верит наше сердце, что есть такая вода, вода живая, которая утоляет жажду. Что бы с человеком ни произошло, какие бы испытания его ни встретили, он не жаждет, потому что пьет эту воду живую, покланяется своим сердцем в истине и духе Господу, благодарит Его и питается Его словом, которое помогает ему творить волю Отца нашего Небесного.
И пусть Господь, дорогие братья и сестры, даст нашему сердцу эту воду живую, о который мы молим Его. Пусть насыщаются словом своим наши сердца, чтобы они не отчаивались, не сомневались и не падали духом перед испытаниями в этом мире, а наоборот, все более и более спокойно все переносили и радовались всему. Невозможно пить воду живую и не радоваться. Но пить воду живую можно только тогда, когда мы раскаемся в своих лукавых мыслях, желаниях, чувствах, которые внутри разрушают нас. Мы можем пить воду живую только тогда, когда мы видим свой грех, как самарянка. Почему она обильно напилась этой воды? – Потому что видела свою жизнь безобразной, грешной. И она пошла проповедовать об этом изменении своего сердца. Ее слушали, ей поверили жители этого города и вышли ко Христу, потому что она, напившись этой воды, несла им эту истину о покаянии и о живой воде.
И она стоит перед нами, дорогие братья и сестры, эта самарянка, осознавшая свой грех, покаявшаяся, изменившаяся в сердце, и зовет нас, чтобы мы обильно пили эту воду живую. Потому что обильно пить воду живую — это значит, изменить свою жизнь, оставить грех, преодолеть себя, преодолеть свои лукавые мысли, преодолеть свою нелюбовь к ближнему, преодолеть свои предубеждения.
Пусть Господь нам поможет по молитвам самарянки, которая взывает к нашему сердцу пить эту воду живую. В сегодняшнем апостольском чтении мы также слышали, как апостол Варнава был послан в Антиохию к тем обращенным племенам, которые услышали проповедь о Христе и также открыли свои сердца слову Божию, следовали ему и изменили свою жизнь. И апостол Варнава, который затем как апостол дошел до Италии, до нашего Милана, приходит в Антиохию и видит благодать Божию. Видит людей, которые изменили свою жизнь, которые пьют эту воду живую. И он пошел и нашел будущего апостола Павла, и помог им, этим жителям Антиохии, обрести Христа Господа и следовать Его учению.
Вода живая, дорогие братья и сестры, — это Сам Господь. Он хочет войти в наше сердце, Он хочет нам помочь преодолеть себя, преодолеть все то, что нас разрушает. Потому что живая вода исцеляет все, дарует неизреченные блага и радость человеческому сердцу, такую радость, которая возвещает всем о том, что есть эта живая вода, дарующая вечную жизнь.