1 марта, в Неделю Торжества Православия, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В воскресном евангельском чтении повествовалось о призвании апостола Нафанаила: «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 43-51).
После чтения Евангелия архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Прежде нежели даже Филипп возгласи тя, суща под смоковницею, видех тя, — говорит Господь Христос Спаситель Нафанаилу, который искал истины, искал правды, искал любви, размышлял над этим, молился, просил Бога, обращался к Нему. И вот, Господь Сердцевидец, видя его, говорит ему об этом, что он знает его сердце, которое ищет правды. Нафанаил, которому возвестил Филипп о Христе Спасителе, не мог понять, о Ком он говорит ему. Не мог поверить словам Филиппа, которого призвал Сам Господь следовать за Ним, встретив его. Филипп, услышав Христа, сразу принял Его, потому что никто так не говорил, как Сам Христос Спаситель говорил. И Филипп, приняв Христа Спасителя всем сердцем своим, возвещает об этом Нафанаилу.
Нафанаил, который искал эту истину, слушает его, Филиппа, видит, что он ему возвещает о чем-то особенном, но он недоумевает, потому что Филипп говорит, что он нашел Того, о котором Моисей и пророки возвещали, Иисуса, Сына Иосифова из Назарета. Нафанаил не мог понять, почему из Назарета, из этого города, который ничем не славился, и прямо говорит Филиппу: а может ли что-нибудь доброе быть из Назарета? Но Филипп, пребывая в этой истине, пребывая в ведении Христа Господа, не смущается этим, не спорит с Ним, не доказывает Ему, он говорит прямо: прийди и посмотри сам, и увидишь Его.
И Нафанаил, слушая Филиппа, идет ко Христу со своими сомнениями, но с сердцем, ищущим истину. И когда Господь Христос Спаситель увидел его, Он ему возвестил о том, что Он с ним встретился уже тогда, когда он молился, искал истину, и говорит ему эти слова: прежде даже Филипп тебе возвестил о Мне, Я тебя видел под смоковницею. Когда ты молился, искал Самого Господа, Я тебя видел, видел эту молитву твою, видел, как ты старался обратиться ко Господу, чтобы найти истину.
И Нафанаил, который действительно это совершал в своем сердце, понял, что Христос Спаситель – Сам Господь, Который видит его сердце и благословляет его. И Нафанаил в этой радости восклицает Ему, называя Его Царем Израиля, Тем, Кто должен прийти и спасти народ. Нафанаил действительно очень много размышлял над Священным Писанием, над пророчеством Моисея и других пророков о Мессии. Он верил, что они возвещают о пришествии Того, Кто принесет истину людям, настоящее ведение. И когда Нафанаил увидел и услышал Христа Господа, он понял, что это Он, Сам Господь пришел к людям, чтобы открыть им истину, чтобы дать им возможность видеть правду, любовь и следовать им.
Нафанаил глубоко в своем сердце переживал это видение Господне его души, его мыслей, его чувств, его намерений. И Господь ему прямо говорит: ты это сейчас чувствуешь, видишь, но больше еще увидишь, увидишь небо открытое и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. Этими словами Христос Господь свидетельствует Нафанаилу и всем Своим слушателям, что Он пришел для того, чтобы дать это видение. Сердцеведец Господь хочет, чтобы и человек видел истину.
Но человек может видеть истину только тогда, когда осознает, что Господь видит все, творящееся в его душе. Отсюда начинается видение и ведение человека. Человек начинает видеть только тогда, когда знает, что Господь все видит, в его душе творящееся, его глаза тогда открываются. Он понимает, что есть истина, а что есть ложь, что есть правда, а что есть грех.
Господь и к нам сегодня обращается с этими словами: увидите небо отверсто. Но только мы должны всегда помнить о том, что небо отверзается лишь сердцу, которое помнит о том, что Господь все знает, что в нем творится. В этом наша вера, дорогие братья и сестры, о которой мы сегодня слышали в апостольском чтении.
Ветхозаветные праведники такой верой совершали все: побеждали царства, творили правду, избегали острия меча, преодолевали всякие трудности, и этой верой действуя, творили множество чудес. И апостол ныне призывает и нас возрастать в этой вере и говорит прямо: отвергните всякое бремя и грех запинающий, не даующий нам творить Божию правду и совершать поприще нашей жизни, следуя словам Господним и взирая на начальника и совершителя веры Христа Господа нашего.
Мы должны нашим кающимся сердцем взирать на Господа, дорогие братья и сестры. Но также мы должны помнить, что это мы можем совершить только тогда, когда так же, как и Нафанаил, будем искать Господа всем сердцем, будем помнить, что Господь все видит, все знает, о чем мы мыслим, чего мы желаем, к чему стремимся, видит все наши грехи. Все наши недобрые желания и чувства, все наши мысли, все наши сомнения, отчаяния наши, гордость нашу, нечистоту нашу, все наши страсти Господь видит. И как легко, когда мы помним, что Господь все это видит! Трудно для греха, но легко для покаяния.
Потому что когда мы помним, что Господь все видит, мы обличаем перед Ним наш грех и взываем к Нему о прощении, об очищении, о даровании нам, нашему сердцу следовать Его заповедям, очищать свое сердце от всякого греха и беззакония, делать его таковым, каковым Господь хочет его видеть. И Сердцевидец Господь благословит нас всякий раз, когда мы приложим усилия и вспомним, что ничто не скроется в нашей душе перед Ним.
Но Он видит не для того, чтобы осудить нас, а для того, чтобы напомнить, что Он видит, и постыдить, посрамить нас в этих падениях наших, чтобы Его взор пронизывал наше сознание, наше сердце, чтобы оно, плача перед своим Отцом Небесным, просило очищения. Чтобы наше сердце избавлялось от всех этих отчаяний, от сомнений, от гордости. Но это всегда может в нашем сердце совершаться, когда мы помним о Сердцевидце, что Он ждет, смотря на наши грехи, нашего покаяния, смотря на наши немощи, на слабости наши, Он зовет нас к воскрешению наших душ, к отвержению греха, к следованию Его заповедям, чтобы радовалось наше сердце, как сердце Нафанаила, которое увидел Господа через свое покаяние.
Он осознавал перед Богом свой грех. Господь ему сказал, что он видел его под смоковницей, потому что он каялся, он отвергал всякое искушение, всякое испытание грехом. Он искал правды Божией, которая его очистит и сделает его Божьим чадом. И он таким стал, когда он увидел Господа. Что же он увидел? — Он увидел Того, Кто видит все, внутри него совершающееся. Он понял, что есть Тот, Кто помогает нам преодолеть всякую немощь, всякую слабость нашу.
Будем взирать на начальника и совершителя веры, Христа Господа, и просить Его, чтобы Он всегда, видя наше сердце, помогал ему помнить о том, что Господь – Сердцевидец, и дарует кающемуся человеку величайшую радость видеть Самого Себя. И действительно, какое величие, дорогие братья и сестры, когда мы помним, что Господь видит наше сердце! Мы стараемся тогда отвергнуть грех, противостать всякому искушению, и Господь приходит к нам. И мы это понимаем, мы это знаем из своего покаяния. Но мы должны возрастать в нем, чтобы все больше и больше чувствовать, что Господь нас видит, чтобы все больше и больше Господь нам говорил: Я видел тебя в твоем покаянии, и чтобы возрадовалось наше сердце, как сердце Нафанаила, которое, увидев Того, Кто очищает, отдало себя Ему.
После богослужения был отслужен молебен, после которого все прихожане вышли на крестный ход с иконами вокруг храма.