В день Благовещения Пресвятой Богородицы на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В праздничном Евангелии прозвучал рассказ о событиях Благовещения: «После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк. 1: 24-35). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах», — возвещает Архангел Гавриил Деве Марии этими словами благословения Божия для Нее. Благословения, которое нисходит на Деву Марию, и Она становится Избранницей, Которая родит Сына Божия. Она становится Той, во чреве Которой зачнется Превечный Вездесущий Бог. Она становится действительно избранным сосудом Божьим, в котором Сам Господь вместится. Невместимый вмещается в смиренном чреве Девы Марии, потому что Она Благодатная, потому что Она отдана Богу. Ангел Ей говорит: Господь с Тобой, благословенна Ты среди всех женщин, потому что отдана полностью Богу.
Зачатие Христа Бога во чреве Пресвятой Девы Марии – это действительно торжество, и не только торжество, что совершилось, как мы поем сегодня, таинство от века установленное. Господь прежде создания человека, зная его слабость, возможность падения в грех, уже совершил это таинство спасения человека. Совершается именно то, что от века было установлено. Дева Мария становится тем избранным сосудом, через который Господь всех спасает. Становится тем сосудом, через который Господь может творить сердца других тоже таким же вместилищем Бога. Творить их такими же благодатными.
Когда мы поем Деве Марии: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, — мы говорим о том, что человек, который живет для Бога, человек, который помышляет только о Божьей воле, всегда благодатен. Дева Мария помышляла всегда о вечном, о горнем. Она противостояла Своей воле, Своим желаниям, она искала только воли Божьей. А Богу угодно, чтобы человек всегда помнил, что Бог есть Творец, а человек – творение.
Дева Мария в день Благовещения нам возвещает истину о том, что человек создан по образу Божьему и подобию, если он следует тому, что Творцу угодно, и противостоит своей воле. Она благодатная, Господь с Ней. Господь в Ней пребывает. Потому что совершается то, для чего человек создан – чтобы Бог был в нем, чтобы Он руководил его мыслями, желаниями, взглядами, стремлениями. Пресвятая Дева Мария Своей воли не имела, Она имела волю Божию. Она хотела всегда, чтобы Господь был в Ее сердце, и Он Один вел Ее. Чтобы не было Ее воли, потому что человек – творение. Он не может быть без Бога, без Творца. Если он следует своей воле, своим желаниям, он выходит из-под воли Творца и разрушает то, что Господь ему дал, Божий образ и подобие.
И Пресвятая Дева Мария нам сегодня напоминает, что Господь всякому сердцу смиряющемуся, кроткому, жертвующему собой дает благодать. Она в него входит, она им руководит, она его насыщает вечной славой, любовью. Дева Мария была всегда насыщена благодатью Божьей. Когда Архангел Гавриил Ей возвещает о том, что благоволит Господь, чтобы Она зачала Сына Божия, он говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна ты в женах». Архангел Гавриил стоит перед чистотой Девой Марией и исповедует эту чистоту Пресвятой Богородицы. Потому что в Ней совершается то, для чего создал Бог человека. Совершается то, что делает человека подобным Богу. Но только через отвержение своей воли и следование воле Божьей.
Дева Мария потому благодатная, что Она всегда во всем искала волю Божию, искала то, что Богу угодно. И Она нас учит этому, дорогие братья и сестры. Потому что Она не только зачинает Сына Божьего, чтобы родить нам Христа Спаситлея. Она, Благодатная, зовет нас к этому благодатному состоянию. И действительно, Господь зачинается во утробе Девы Марии для того, чтобы искать и находить сердца людей и делать их благодатными, делать их вместилищем Самого Творца. Вот в чем состоит воля Божья, в чем состоит преодоление себя. «Отвергнись себе, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8: 34), — напоминает нам Господь, чтобы мы были благодатными, чтобы мы, смотря на таинство Благовещения Девы Марии, поняли, что Господь и к нам приходит этим благовестием, потому что Он зачинается для благодатности каждого из нас, для того, чтобы помочь нам преодолеть себя, свою волю, свою самость, свое себялюбие, чтобы вселиться в наши сердца и дать нам радость.
Как трудно человеку, когда он живет по своей воле, и как легко становится, когда он отвергает свою волю, свои желания и принимает Божью волю, то, через что в его сердце входит Господь. Вхождение Господа в наши сердца нам возвещает благодать. Он хочет Духом Святым пребывать в душе каждого из нас, чтобы облагодатствоать нас, чтобы дать нам радость. Радуйся, Благодатная! — это должно звучать напоминанием для каждого сердца. Отвергни свою волю, отвергни себя, возьми крест свой, смирись, следуй за Христом, радуйся тому, что можешь пресечь свою волю и следовать за Господом.
Благовещение нам возвещает о нашей христианской благодатности, чтобы помочь нам преодолеть в себе нелюбовь, страсти, похоти, которые гневят Бога. Совесть нас обличает, не дает Господу войти в наше сердце. Дева Мария, стоя перед нами в таинстве Благовещения, сияет для наших сердец, чтобы они тоже приложили все усилия, чтобы стать благодатными. Что такое быть благодатными, и что такое не иметь этой благодатности? Мы тогда благодатны, когда совершается воля Божия, и тогда не благодатны, когда нам хочется как хочется, и не хочется как не хочется.
Наше спасение в том, чтобы совершалась воля Божия, как у Девы Марии, Которая говорит: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». И мы должны перебарывать в себе грех, эгоизм, своеволие, своенравие. Если мы будем их перебарывать, в наше сердце будет вселяться благодать, и Архангел Гавриил будет нам также свидетельствовать об этой благодатности. Ведь он стоит перед Богородицей, Пресвятой Девой Марией, с величайшей радостью. Это действительно неизреченное чудо — отвергнуть волю свою и принять волю Божию.
В этом — таинство Благовещения, которое совершается в каждом сердце, которое ищет того, чего Дева Мария искала, чтобы воля Божия совершилась. В молитве «Отче наш» мы об этом говорим: да будет воля Твоя, Боже, помоги мне, чтобы воля Твоя в моем сердце совершалась. Это величайшее чудо, потому что следование воли Божьей поможет нам смиренно все переносить, на все смотреть с верой, с надеждой, с любовью. Это то, что Благовещение нам несет, дорогие братья и сестры. Пусть эта благодатность Девы Марии будет желанием нашего сердца, чтобы оно тоже все больше и больше становилось послушным Богу и облагодатствованным.