15 февраля, в Неделю о Страшном суде, совпавшую с праздником Сретения Господня, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и водосвятный молебен с освящением свечей. Праздничное евангельское чтение повествовало о событиях встречи Богомладенца и праведного Симеона Богоприимца: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2: 22-40). После чтения Евангелия о. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Се сей лежит на падение и на восстание многих в Израиле, – возвещает Богоприимец Симеон, держа на руках Богомладенца и радуясь этому величественному явлению Мессии нарду. Богоприимец Симеон был благочестивым праведником, как мы слышали, в сегодняшнем Евангелии, и Дух Божий был на нем. Как говорит предание, он знал хорошо Священное Писание и много размышлял над пришествием Мессии, над Его рождением от Девы Марии, и сомнения вкрадывались в его ум и сердце: как может совершиться рождение от Девы. И Дух Святый ему сказал о том, что он в своей глубокой старости, перед самой смертью увидит Этого рожденного Мессию.
Как повествует евангелист Лука, старец Симеон прибыл, водимый Духом Святым, в Иерусалимский храм, именно тогда, когда в сороковый день Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Богомладенца Христа Господа, чтобы все исполнить по закону Моисееву и принести жертву о Перворожденном. И они видели, как старец Симеон взял младенца Иисуса на руки и возвестил им необычное пророчество, — что в этом Богомладенце многие спасутся, но многие и отпадут от истины. Се Сей лежит на падение и на восстание многих во Израиле. Держа на своих руках Богомладенца, он видел, как родившийся Спаситель будет отвергнут многими, но многими будет и принят, и благословит всех верующих в Него.
Об этом нам возвещает ныне праздник Сретения Господня. И мы поем об этом в тропаре: «Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещая сущия во тьме». Богомладенец на руках Симеона уже возвещает миру через уста Симеона Богоприимца, что пришло спасение, пришел свет, как говорит сам Симеон Богоприимец. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Он держит на руках этот Свет во откровение языков и радуется этому, потому что этот свет многие увидят, многие ему поклонятся, примут в свое сердце и буду жить правдой Божьей.
Мы слышали также ныне в Еваенгелие о Суде Божьем, который совершит Христос Господь в конце света, когда воскреснут все народы и станут перед Ним, и отделит Он овец от козлищ, отлучит праведников от неправедных, отлучит тех, кто следовал Его слову от тех, кто отвергал его. Ибо для этого пришел Христос Спаситель в мир сей, чтобы принести свет, чтобы дать человеку возможность увидеть истину. И этот свет светит в мире.
Но, как Сам Христос Спаситель говорит, к этому свету идут те, которые творят добрые дела. А те, которые творят злые дела, не идут ко свету и остаются во тьме. И поэтому на Суде Божьем они будут разделены, одни, праведницы, станут по правую сторону от Христа Господа, а другие, неправедные, по левую. Те, которые увидят этот свет, покаются, изменятся, будут следовать Евангелию, станут по правую сторону. А те, которые отвергнут слово Божье, отвергнут заповеди Христовы, будут стоять по левую сторону.
Христос Спаситель, родившись от Девы Марии, Пресвятой Богородицы, приходит к каждому сердцу, стучит в каждое сердце. В сердце, которое открывается Ему, Он входит, просвещает его, изгоняет тьму и дарует ему новую жизнь. А сердце, которое закрыто, не пускает свет Христов, остается во тьме, не меняется, живет своей злой волей. И поэтому Господь возвещает в Своей проповеди об этом свете. Он, проповедуя Евангелие, несет этот свет человеку, напоминает каждому о том, что от каждого зависит его спасение или погибель.
Христос Спаситель – эта любовь Отца Небесного, который отдает Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную — обращается к каждому сердцу именно с этой проповедью о том, куда человек направит свое сердце, к свету или к тьме. Христос Спаситель возвещает о цели жизни человека на земле, о его кончине и о том, что он предстанет пред Богом. ОБ этом нам Евангелие говорит. Каждый станет пред Богом со своим сердцем, или открытым ко свету Христову и кающимся, или закрытым, пребывающим в себе, без покаяния, во своих грехах и беззакониях.
И поэтому на Суде Божьем каждый услышит о своей жизни. Или она во свете пребывала, или во тьме, или мы творили дела света, или дела тьмы. И все зависит в нашей жизни от отношений наших с ближними. Тьма или свет в наших отношениях. Как мы относимся к ближнему, которого встречаем каждый день. В этой нашей встрече свет или тьма. Принимаем ли мы каждого с любовью, или судим своим эгоистическим судом.
Об этом нам Господь сегодня возвещает, говоря о Страшном Суде Божьем. Он каждому напоминает, как Он относился к своему ближнему, накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, принял ли странника, одел ли нагого, посетил ли в больнице лежащего и в темнице заключенного. Это говорит о нашем отношении к нашим ближним. Если есть свет Христов в нашем сердце, мы будем принимать каждого с любовью, будем каждого благословлять с терпением, смирением и кротостью, все переносить, потому что всегда будем помнить, что это Христос к нам пришел в этом человеке. Как Он сегодня нам говорил, возвещая о Страшном Суде: если вы сделали все, что могли для ближнего, вы Мне сделали, а то, что вы не сделали для ближнего, того Мне не сделали.
Если мы приняли ближнего, разделили свою жизнь с ним – свет Христов в нашем сердце. А если мы осудили ближнего, не приняли его в свое сердце — тьма осталась в нашем сердце. Поэтому те, которые приняли свет Христов и послужили ближнему, услышали слова Христовы — придите в благословение Отца Моего и унаследите Царствие, уготованое вам от сложения мира, потому что вы отдали себя ближнему, вы ему послужили, вы его любили, вы всегда помнили, что в этом смысл верующего человека, — послужить ближнему. А те, которые не приняли ближнего, услышат другие слова: отойдите от Меня, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволом.
Эти два разных обращения Христа Господа на Страшном Суде должны нам всегда напоминать, что Он пришел к каждому из нас, чтобы помочь любить ближнего, как себя самого, начиная с любви ко Господу всем сердцем, всей душой, всей крепостью своей. И когда Богоприимец Симеон говорит, держа на своих руках Богомладенца, — Сей лежит на падение и на восстание многим, — он напоминает нам, дорогие братья и сестры, что Он лежит на руках Богоприимца для того, чтобы нам напомнить о том, что Он пришел к каждому из нас, к каждому нашему сердцу, чтобы войти в него, но только через ближнего.
Он приходит к нам, Он нас зовет, Он лежит на руках Симеона на падение или на восстание наше. И празднуя сегодня Сретение Господне, вспоминая о Страшном Суде, мы должны всмотреться в эту тайну Сретения Господня в Иерусалимском храме как тайну для нашей жизни. Богомладенец Христос лежит на руках старца Симеона для нас, для того, чтобы напомнить нам, что Он лежит для нашего восстания, чтобы преодолеть наши падения, чтобы с трепетом и с любовью мы поклонились Ему, чтобы благодарили Его за то, что Он пришел к нам, наш Спаситель, и дарует нам вечную жизнь. Но Он хочет, чтобы любовь обладала нашим сердцем, чтобы она нас вела к этому Страшному Суду, чтобы мы могли стать по правую сторону, те, которые восстали от греха и искали только быть со Христом, чтобы мы помнили, что грех ведет нас к падению, затворяет наше сердце и ставит нас ошуию, по левую сторону от Христа Бога.
И мы, радуясь этой тайне Сретения Господня с Симеоном Богоприимцем, радуемся тайне нашего Сретения с Тем, Который через уста Симеона Богоприимца нам говорит, что Он лежит на падение и на восстание многих. Что Он пришел, чтобы нас утешить, потому что мы будем любить нашего ближнего, благославлять его, принимать его таким, каков он есть, не будем его судить, а будем благодарить Бога, за то, что Христос пришел к нам, что Он нас благословляет и говорит нам: придите, благословенные Отца Моего.
Об этом мы должны помнить, дорогие братья и сестры, о том, что Христос Спаситель лежит на руках Богоприимца Симеона и к нам обращается, что Он лежит на преодоление нашего падения и на наше восстание, чтобы мы все время восставали перед Господом, любя каждого человека, принимая его, благословляя его. Господь зовет нас любить врагов, любить, внимать им своим сердцем, потому что таким образом свет приходит к ним. Если мы любим нашего ближнего, Господь нас благословляет, Он нас подымает, Он дарует нам радость принятия каждого человека в наше сердце.
Это сретение наше, дорогие братья и сестры, с Господом, Который лежит на руках у Богоприимца для нашего восстания, для того, чтобы мы радовались, что Он пришел к нам, что Он принес нам любовь Свою, чтобы поставить нас по правую сторону с этой любовью, которая неизреченна, благословить каждого, отдать Себя каждому, думать о каждом, жертвовать Себя каждому и всегда ждать каждого. Потому что это может быть Сам Христос Спаситель, Который дарует Симеону увидеть будущее, показывает ему Свой пример кротости и смирения, который служит и благословляет тех, кто принимает Его слово. Он идет на крест, чтобы умереть, чтобы торжествовала любовь, чтобы дать нашему сердцу всегда быть твердым в этой люби и надежде.