В четверг 12 февраля, в праздник святитель Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В дневном евангельском чтении прозвучали следующие слова Спасителя: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5: 14-19). После чтения Евангелия настоятель архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Не может град укрытися, стоя верху горы, — обращает наше внимание Господь на то, что есть истина, которая является светом, которая просвещает, которая несет человеку жизнь и радость. Вы есте свет миру, — говорит нам Господь, — потому что мы следуем заповедям Христовым. Каждый, кто следует заповедям Христовым, несет свет миру сему. Мы слышали, как в сегодняшнем Евангелии Господь говорит об этом свете, о том, как светильник, свеча ставится на подсвечнике, а не под спудом, для того, чтобы светить. Так же и вы, говорит Господь: да просветится свет ваш пред человеки, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного.
Добрые дела – это путь каждого, исповедующего Бога. Господь нам говорит сегодня в Евангелии: кто согрешает и кается в своей жизни, преступает своей жизнью заповеди Божии, и обращается в покаянии к Богу, и учит, что он принадлежит Христу, тот назовется малейшим в Царствии Небесном. А кто не будет преступать заповеди Божии и этим еще больше научит их совершать, тот назовется великим в Царствии Небесном. К этому нас зовут святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, эти вселенские великие учители и святители или, как мы их в кондаке называем, верх учителей.
Эти учители сияли своей жизнью, своей деятельностью, своим служением в этом мире во второй половине 4 – начале 5 века, и своей жизнью несли свет людям. Все три святителя были величайшие в своей жизни и в своем учении. Они были полностью отданы Евангелию. Они не только старались нести свет Христовой истины в этот мир, который выходил из язычества и входил в христианство, — а это было непросто, помочь человеку познать истину, — но они, постигая божественную истину, божественное откровение, впитали в самих себя этот свет, и этим светом они жили и все творили.
Почему мы их называем вселенскими, великими учителями? Верхом учителей? – Потому что они в глубине своего сердца пережили истину света Христова. Град не может укрытися, вверху горы стоя. И действительно, эти три святителя сияли своими делами, своим служением, и преображали сердца человеческие. Они были, действительно, глубоко в сердце пронизаны светом. Им удалось поэтому многое сделать, и не только на поле понимания, восприятия истины, создания богословия, которое раскрывает, что есть истина, но и на поле своего пастырского служения. Они были великими в этом служении. Эти учители дали нам множество творений, текст божественных литургий, правила для монашествующих, правила для нравственной жизни.
И действительно, они принесли древней церкви утешение жить во свете, ибо их дела были самим светом. Они были отданы своему служению. Они были градом, на верху горы стоящим. Они служили церкви всем своим сердцем. И поэтому они в церкви были более других прославляемы. В 11 веке даже спор был между людьми, между верующими, о том, кто же больше среди них. И Господь им указал, что все три иерарха одинаково светили в этом мире, одинаково звали каждого изменить свое сердце, одинаково проповедовали, что следовать Евангелию – это значит светить во тьме греха.
И этому они учили, эти великие святители. Их проповедь была об этом свете, светящем во тьме, о свете, который меняет сердца людей. И действительно, мы видим, дорогие братья и сестры, как важно всегда помнить о том, что Евангелие светит в нашей жизни, что Евангелие насыщает нашу душу, дарует нам жизнь в Боге. Этим славны святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Почему они велики? – Потому что доносили до сердец верующих и ищущих Христа истину света, истину следования Евангелию.
Ныне, почитая этих великих учителей и святителей, этот верх учителей, мы радуемся и веселимся этим праздником, потому что он нас подкрепляет в наших стараниях, в нашем усердии следовать за Евангелием, преодолевать свои немощи, свои недостатки, для того чтобы светил свет Христов в нашей жизни. И почитание этих святителей, действительно, есть свет для нашей жизни, потому что они нас ведут к искреннему, глубокому в сердце следованию Евангелию, преодолению наших слабостей. Потому что всякое наше усердие в духовной жизни – это свет Христов, который насыщает и наше сердце, и светит другим.
Мы не должны забывать о том, что всякий раз, когда мы преодолеем свои слабости, свои страсти, мы входим в свет Христов, им живем, и он сияет в нашем сердце. Только главное видеть его, чувствовать, желать его. К этому свету нас зовут нами ныне чтимые святители. Зовут, чтобы мы также были градом, стоящим на верху горы, который виден, который отчетливо свидетельствует о том, что он есть.
Также и наша жизнь во Христе должна свидетельствовать о том, что она во Христе, в Евангелии, в правде, в смирении, в кротости. К этому нас зовут святители. Они велики, потому что они в этом свете, велики, потому что этот свет они несут в наши сердца, подбадривая нас, слабых, немощных, падающих, напоминая, что мы – град вверху горы, который укрыться не может, потому что он виден.
В этом состоит христианская жизнь. Она видна. Всякое наше усердие, наше усилие – это свет. И святители Христовы нам напоминают, что они, пастыри Божии, вселенские учители, светят для каждого из нас, для нашей жизни, чтобы напомнить, как сладок этот свет. Свет же заключается в том, чтобы отвергнуть всякое искушение, всякий соблазн, прелести, преодолеть в себе эти искушения. И мы должны всегда помнить, что свет Христов всегда сияет, как только мы приложим к этому усилие. Об этом святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст свидетельствуют своей жизнью.
Почему они великие? – Потому, что они отданы Христу. Они любили Господа так, что их жизнь сияла, их жизнь была действительно градом, вверху горы стоящим, который можно было видеть и радоваться. И они, великие богословы, создатели богословия нашей Православной Церкви, светильники, великие пастыри, потому что жили этим светом. У них другой жизни не было, был только свет Христов. То есть, всякое усердие жить только Евангелием. И они нас зовут к этому усердию, чтобы мы также радовались, помня, что наше усилие — это свет.
Когда мы печалимся, мы противостоим свету. Свет нам напоминает: у тебя же есть Сам Господь, Христос Бог! У тебя же святители Христовы, которые учат, что не может быть печали у верующего во Христа, потому что всякое усердие противостать греху, устоять в правде – это есть свет.
И пусть Господь всем нам поможет следовать нашим святителям усердием, преодолением своих грехов, своих слабостей, чтобы радовалось наше сердце. И эта радость будет действительная похвала и почитание святителей, светильников Христовых, которые молятся о нас и радуются вместе с нами, радуются всякому нашему усердию, всякому усилию, которое мы совершаем в нашей душе для того, чтобы светить добрыми делами.
Давайте радоваться этому свету, чтобы быть с великими вселенскими учителями, вместе, в радости света Христова, чтобы всякое наше усердие, всякое усилие нам напоминало, что этот свет Христов и радость — для нашего сердца. Как радуется наше сердце, когда оно не поддалось греху, и как оно печалится, когда оно впало в искушение! Святители учат нас постоянно прилагать усилия для того, чтобы преодолеть себя, чтобы быть градом, вверху горы стоящим, который виден, который сияет светом Христовым и добрыми делами.