6 января, в рождественский сочельник, на Свято-Амвросиевском приходе были совершены царские часы, изобразительны, великая вечерня и Божественная литургия св. Василия Великого. После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь, посвященную Рождеству Христову:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«И роди Сына Своего Первенца, и пови, и положи во яслех» (Лк. 2: 7), — повествует нам сегодняшнее евангельское чтение о рождении Христа Бога на земле от Девы Марии. Это таинство Боговоплощения настолько велико, что меняет все и на земле, и в сердце каждого человека. Дева Мария, Пресвятая Богородица, родила Сына Своего Первенца, повила Его, положила в яслех, в вертепе вифлеемском, ибо не было места в гостинице, — как повествует евангелист Лука.
Господь пришел на землю для того, чтобы соединить землю с небом, для того, чтобы дать человеку новую жизнь. Это действительно величайшее таинство, о котором мы сегодня поем: приидите, видите схождение небесное свыше. Бог сходит с небес, родится от Пречистой Девы Марии и благословляет нас. Родится Он в вертепе, там, где нет греха человеческого, там, где творение Божие – в вертепе для овец, в котором находится скот, Христос находит Себе место на земле. Господь приходит в этой нищете для того, чтобы нас возвести к истинной красоте и богатству.
Потому что человек, ослепленный богатством этого мира, не видит истинного богатства – неба. Человек, который видит только земные блага, не видит Бога, приходящего к Нему, его видят только пастыри, стерегущие овец, ночная стража, пастыри, которые слышат ангелов, возвещающих им о рождении Христа Бога нашего. И ангелы славословят родившегося Господа. Ангел Божий указывает пастырям даже знак: идите в Вифлеем, и увидите младенца повитого, лежащего в яслях.
И когда ангелы взошли на небо, стали невидимыми, пастыри, радуясь в своем сердце, бегут в Вифлеем, чтобы увидеть, о чем пастыри им возвестили, и видят Пресвятую Деву, Иосифа и Младенца повитого, лежащего в яслях. Ясли вифлеемские становятся местом, куда Господь ложится маленьким ребенком, для того, чтобы нам напомнить, что истинное богатство – это богатство любви, богатство смирения, богатство терпения. Они неизреченны, сокровища неба. И Господь всегда находится в простоте, зовет человека оставить его видение этого мира ложное, взирать на небо и вместе с Церковью петь: Вифлееме, уготовсья, ясли, благоукраситеся, вертеп, приими истину, к тебе приходящую!
Это действительно неизреченно в жизни человека, видеть в простоте истинную любовь, истинную жизнь, истинное богатство. Для этого Господь рождается в Вифлееме, чтобы нам об этом напомнить, что Он несет нашему сердцу это небесное вечное благо. Но земные блага противостоят этому, ослепляют глаза. Даже Дева Мария, будучи непраздной, придя в Вифлеем, не нашла места Себе для ночлега и вынуждена была прибыть в вертеп и родить там Господа Спасителя.
Этот мир не знает Рождества Христова. Рождество Христово знает только сердце простое, сердце смиренное и кроткое. И Господь, родившись в Вифлееме, зовет нас к Себе, к этой простоте, к этой естественности жизни. Потому что естественное состояние человека – это действительно одна радость. Потому что простой верующий человек видит своего Творца и творит все так, как ему Сам Господь говорит. А когда человек пребывает в земных благах, он гордо видит себя Творцом и думает, что он что-то создает. И все, что он создает, оказывается далеким от истинного блага. Сердце человека без Бога черствое, отчаивается в своей печали и не находит никакой радости, потому что находится не в божественном мире, а в созданном им, который ослепляет глаза человека и не дает ему подняться в небо.
И мы прекрасно понимаем: когда этот мир ослепляет наши глаза, как мы далеки от видения славы Божией, которую видели пастыри, стрегущие свои стада. Они увидели ангелов Божиих, целое воинство, которое пело: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение. Господь рождается для того, чтобы мы преодолели в себе земного человека, человека, который блуждает в этом мире и не находит ничего, чтобы себя удовлетворить. Господь находится в яслях, и если верующий человек приходит к этим яслям, он насыщается полностью в своем сердце простотой, в которой Господь пребывает. Потому что простота – это истина. Потому что человек без Духа Святаго не может творить ничего. А вот с Богом он может обрести вечные блага. Но только через ясли Христовы, в которых лежит Христос и благословляет нас, из ясель, не из дворца, человеком созданного, а из простых ясель, где Сам Господь всегда пребывает.
Христос пребывает в самом простом сердце. И наше сердце, если оно ищет Бога, отвергнет все соблазны и прелести этого мира, потому что они не дают Господу родиться в нашем сердце, пока наше сердце не станет ясным, простым, естественным, отданным Самому Творцу. И ясли Господни – это действительно наша радость, наше веселие, наше удовлетворение сердца, потому что никакие богатства этого мира не могут сравниться с яслями, в которых лежит Господь, потому что они не могут принять Христа Господа. Христа Господа принимают ясли, то есть наше сердце, если оно простое, смиренное и кроткое, предстоит перед яслями в бедном вертепе. Потому что Господь для этого пришел на землю, чтобы лечь Младенцем повитым в ясли нашего сердца.
Это таинство, дорогие братья и сестры, самое желанное для верующего человека, потому что делает его сердце яслями, в которых лежит Сам Творец. Ясли для нас – это небо, это вечность, это радость, это борьба с грехом, это преодоление себя, своих страстей, — это ясли. Они нам напоминают о многом, чтобы принять рождающегося Христа Господа. Ясли нас обличают и указывают на наш грех, который не дает нашему сердцу стать простым и естественным перед Богом.
Господь, лежа в яслях, зовет нас, дорогие братья и сестры, глубоко в нашем сердце принести раскаяние в наших грехах, отвергнуть всякие соблазны и все, что нам затемняет и ослепляет взор нашего сердца. Отвергнуть все, чтобы стать этими простыми яслями вифлеемскими, которые принимают сходящего с неба Господа. Это и есть наше сердце, которое в этот праздник Рождества Христова готово быть яслями, в которых Господь возляжет и возрадует нас».
По отпусте Литургии на амвон была изнесена свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду, и хор вместе с настоятелем пропел тропарь и кондак праздника Рождества Христова.