Новости прихода

Богослужение в субботу первой седмицы Великого поста в приходе Амвросия Медиоланского

Богослужение в субботу первой седмицы Великого постаВ субботу 28 февраля на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и молебен перед Иверской иконой Пресвятой Богородицы. В дневном Евангелии повествовалось о чуде исцеления Христом Спасителем сухорукого в субботу: «И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Мк. 2: 24-3: 5). После чтения Евангелия о. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«И воззрел на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их», – повествует нам евангелист Марк о том, как Господь Христос Спаситель, проповедуя Свое Евангелие, встречал окаменелые сердца фарисеев и скорбел о них. Мы слышали, как в сегодняшнем Евангелии фарисеи восстали против Христа и Его учеников, потому что в субботу они делали не то, что должно было делаться, что было недопустимо по Закону Моисееву.

Но Христос Спаситель указал фарисеям, что Сам царь Давид, когда вошел в храм он и те, кто были с ним, ели те хлебы, которые не должны они были есть. И Господь, видя, что фарисеи не воспринимают Его проповеди, прямо им говорит: ведь суббота создана для человека, а не человек создан для субботы. И поэтому Сын Человеческий – Господин субботы, то есть Он, Христос Спаситель, пришел в этот мир, чтобы человек служил Богу, а не обрядам.

И когда Христос Спаситель вошел в синагогу и исцелил там человека с сухой рукой, Он также смотрел на сердца фарисеев, как они отнесутся к этому. А они не только не слушали Его, но и еще больше ожесточились в своих сердцах. И Он со скорбью и с гневом смотрел на них, на их ожесточенные, окаменевшие сердца, и скорбел о том, что они безразличны к человеку. Они совершают обряд, следуют внешне Закону Божию, а внутри в своем сердце совсем не видят человека.

И Господь их спрашивает: а что же делать в субботу, исцелить человека, или нет, спасти его, или дать ему пропасть? Но и этого не слушали фарисеи. Их ожесточенные, окаменевшие сердца искали только своей правды, желали только внешнего исполнения Закона Божьего, совершенно игнорируя его внутренне своим состоянием, которое было полно злобы и ненависти.

Христос видел эти ожесточенные сердца, с гневом смотрел на них, а они совершенно отвергали Его проповедь о любви и жили своим эгоизмом. Он скорбели о них, об их ожесточенных сердцах. И ныне также и мы, дорогие братья и сестры, войдя в дни Великого поста, должны помнить, что Великий пост для человека, а не человек для Великого поста. Как раз сам Великий пост должен нам помочь наши сердца размягчить благодатью Божьей, нашим покаянием.

Как часто и мы склоняемся к тому, чтобы исполнить тот или иной обряд внешне, забыв о том, для чего он в церкви, в нашей жизни. Все, что мы совершаем в Великий пост – прежде всего дано нам в помощь, чтобы возрасти в любви, а не для того, чтобы исполнив его предписания, не помнить о самой цели его – о любви к ближнему.

Великий пост – это время, когда мы должны услышать Господа, Который смотрит на наших сердца, каковы они, становятся послушными и любвеобильными, или нет. Когда Господь смотрел на фарисеев, Он действительно скорбел об ожесточении их сердец. Также Он и на наши сердца смотрит, когда они внешне исполняют предписания Церкви в Велик пост, а внутри не меняются, внутри дальше недовольны ближним, осуждают его, отвергают его, не принимают его. Это — не Великий пост. Это состояние далеко от истинного Великого поста. Потому что истинный Великий пост – это любить человека, быть с ним, для него, видеть его нужду, общаться с ним, отдавать себя ему. Тогда весь наш пост будет действительно тем, для чего он нам дан.

Господь нам напоминает сегодня: суббота для человека, а не человек для субботы. Великий пост для нас, православных верующих, а не мы, православные верующие, для Великого поста. Господь к нам обращается этими словами. И святая Церковь, предлагая нам это евангельское чтение, к нам обращается, чтобы взглянули мы на свои сердца: не уподобляются ли они фарисейским сердцам, которые видят себялюбиво все в своей жизни и совершенно игнорируют ближних.

Ожесточенные сердца – это, дорогие братья и сестры, наша скорбь, наши слезы, наши рыдания, потому что часто мы уподобляемся этим фарисейским ожесточенным сердцам, исполняя все, что предписывает Церковь, не возрастаем в любви, в милости, в милосердии. А ведь Великий пост имеет именно эту цель – милость и милосердие наших сердец! И служит он нам, Великий пост, а не мы ему.

Потому что если мы будем его исполнять внешне, он нам не принесет никакой пользы. А если мы будем пользоваться этим благим временем для наших сердец, Господь благословит их миром, покоем и радостью. Если трудимся мы над нашими сердцами, если каемся в своих грехах, как они размягчаются, как они наполняются любовью, и как хочется отдать себя ближнему, быть с ним, любить по-настоящему, не внешне, с ожесточенным сердцем, а внутренне, с сердцем плотяным, которое слушается Бога и следует Его заповеди!

И пусть Евангелие об ожесточенных сердцах фарисеев, о их окаменении всегда нам напоминает, что легко и нам им уподобиться, что наш эгоизм очень легко склоняется все совершать внешне, а внутренне не иметь никаких изменений. Это эгоизм, который часто обладает нашим сердцем. Мы должны его нашим покаянием разрушить, изгнать, чтобы Великий пост, наше воздержание послужили нашему сердцу, чтобы не уподобились мы фарисеям внешним совершением обряда, а чтобы мы глубоко в сердце постились от своих лукавых мыслей, от недобрых желаний, от нечистых чувств.

Ведь всякое поприще Великого поста – это наши и мысли, неугодные Богу, и желания, и чувства, и слова, и всякое наше нетерпение, несмирение. Это все — поприще Великого поста, потому что пост дан для нас, а не мы для поста. Пост должен быть у нас внутри, глубоко в нашем сердце, умиляющим нашу душу, делающим ее угодной и покорной Богу. Тогда Господь, видя наши сердца, меняющиеся, осуждающие себя за всякий грех и благословляющие ближнего, даст многие дары нашим душам, укрепит их и даст им радость плода Великого поста.

Но мы должны помнить о том, что ожесточенное наше сердце хочет внешне исполнить обряд и не изменяться. Апостол Марк нам напоминает в евангелии, что мы должны подвигнуться к глубокому внутреннему посту, который даст нашим сердцам совершенно другое бытие, благословляющее сердце ближнего, принимающее каждого, любящего всех, и врагов, служащее, внимающее каждому.

Об этом нам сегодня Господь говорит, исцеляя в субботу человека с сухой рукой, смотря на наши сердца, как они меняются. Он хочет нас благословить, потому что Он пришел на нашу землю, чтобы наши ожесточенные сердца растопить, дать им жизнь любви и смирения, кротости и терпения.

Это действительно невероятно великий дар для нашей жизни. Какую окаменелое и ожесточенное сердце приносит нам скорбь, печаль, отчаяние, и как послушны Богу сердца, которые благословляют каждого, отдают себя каждому, служат каждому, живут для каждого, кого встречают.

Это действительно Евангелие в жизни человека. И Великий пост – это величайший помощник нам, и мы можем, воздерживаясь от много, в Великий пост глубоко в нашем сердце противостать всем нашим лукавым мыслям, желаниям, чувствами, намерениям, чтобы получить благословение Божие и радоваться.