21 февраля, в субботу, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В дневном евангельском чтении прозвучали следующие слова Христа Спасителя: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.
Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6: 1-13). После чтения Евангелия архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Внемлите, милостыни вашея не творити пред человеки, да видими будите ими, — напоминает нам Господь о том, как мы, верующие в Него, должны вести свою жизнь. Внутри своего сердца, перед Самим Господом. В Евангелии мы слышали, как Господь Христос Спаситель учит нас внутренней жизни нашего сердца, молитве внутри нашего сердца. Он зовет нас творить милостыню, все дела наши, не пред людьми, а пред Самим Отцом нашим Небесным, чтобы Отец наш Небесный, видя нашу милость, наше милосердие в нашем сердце, творимое втайне, воздал нам въяве, воздал нам в нашей жизни.
И действительно, когда человек творит добрые дела перед людьми, он не творит их перед Богом, он творит их для того, чтобы люди их видели. Господь нам напоминает, что человек, который творит добрые дела перед людьми, получает уже от людей награду, а человека, который творит добрые дела внутри своего сердца, когда его левая рука не знает, что делает правая, Господь награждает, потому что он не показывает свои добрые дела внешнему миру, а творит их перед Самим Богом, Который видит сердце и благословляет его. Господь нас сегодня зовет учением о милостыни и молитве все совершать внутри нашего сердца, не творить то или иное в нашей жизни пред людьми, а творить перед Отцом нашим Небесным, Который видит наши добрые дела и благословляет нас, и воздаст нам явно, даст нам по нашим трудам, по нашим стараниям.
Также и молитва, дорогие братья и сестры, должна совершаться в глубине нашего сердца. Господь нам сегодня прямо говорит, как мы должны творить ее: не внешне, как творят ее лицемеры, которые показывают себя молящимися. Молиться христианин должен внутри своего сердца, войдя в свою клеть, затворив дверь. Этот образ значит предстать пред Богом внутри своего сердца и совершить молитву там, внутри себя, не внешне, а полностью в своей душе, стоя перед Богом, перед Его престолом на небесах.
Молитва православного верующего человека – это действительно предстояние перед Богом на небесах. Молитва подымает наш ум, наше сердце к Богу, и мы ее творим перед Самим Господом. Поэтому Христос Спаситель нас учит: войди в клеть свою, затвори дверь и соверши свою молитву. Не внешне, не выражая ее для видимости во внешнем мире, а выражая ее внутри своего сердца втайне. Молитва верующего человека – это, действительно, предстояние перед Богом, глубоко втайне, в своем сердце. И верующий человек обращается к Богу своим кающимся сердцем. Обращается к Богу, видя свое недостоинтво, видя свою греховность, нечистоту. Верующий человек приносит покаяние и только тогда совершает молитву, обращается к Богу. Ведь к Богу невозможно обратиться без покаяния.
Вот почему мы должны войти внутрь себя и там совершать молитву. Потому что тогда мы видим свои грехи. Иначе мы, совершая молитву, не видим свой грех и не исправляем себя. А ведь молитва — это глубинное внутреннее действие, мы обращаемся к Богу именно для того, чтобы себя изменить, чтобы быть достойными этого обращения и прошения Бога. Молитва — это действительно сердечное обращение наше к Отцу Небесному, и если мы этого не делаем, мы уподобляемся лицемерам, которые внешне выражают свою молитву и получают награду на земле от людей, они их хвалят.
И часто бывает, что и нам хочется внешне выразить свою молитву и получить какую-то похвалу, но мы забываем, что, получая похвалу уже здесь, мы не обретем ничего на небе. В то время как молясь тайно, Отец наш Небесный, видя наше тайное, воздаст нам явно, видимо воздаст, воздаст нам так, что это будет выразительно видно. Но это бывает только после втайне совершенной молитвы, в которой мы обращены нашим сердцем к Богу Невидимому.
Сегодня мы слышали молитву «Отче наш», которую мы много раз произносим в течение дня, но забываем, что эта молитва совершается внутри нашего сердца. И когда мы обращаемся: «Отче наш, иже еси на небесех», мы должны обращаться из глубины нашего сердца с покаянием. И наше сердце, обращаясь к Отцу своему Небесному, не будет это выражать внешне. Потому что молитва, оказывается, есть общение нашего сердца с Самим Творцом. И она не нуждается быть внешне выраженной, для видимости. Конечно, мы сопровождаем нашу молитву внешним почитанием Бога, но сначала молитва совершается внутри, в сердце. Тогда она выливается и вовне.
Но Господь нам напоминает, что молитва совершается внутри нашего сердца. Оно обращается к Богу и общается с Ним. Оно, наше сердце, предстоит пред Богом, это совершается внутри нашей души. Апостол Павел в сегодняшнем чтении нам напоминает об этом, когда говорит: ты имеешь веру — имей ее внутри себя, в самом себе, перед Богом. Это призыв к нам, дорогие братья и сестры, иметь веру в самом себе, в глубине нашего сердца, пред Богом. Не вовне мы выражаем, что мы верующие, а внутри. Наше сердце должно предстоять перед Богом всегда. И если оно, наше сердце, будет всегда перед Богом, оно всегда будет каяться, исправляться, творить добрые дела, молиться, приносить покаяние.
Перед Великом Постом это очень важно, дорогие братья и сестры, для нас, чтобы мы вошли в Великий Пост не внешне, а внутренне, людьми духовными. Какая у нас духовность, если наше сердце не предстоит перед Богом, если оно не плачет о своих грехах, если оно хочет внешней похвалы, похвалы от людей? Это не духовность. Это лицемерие, как Господь нам напоминает. А истинно верующий человек не ищет этого внешнего эффекта. Он ищет внутреннего эффекта, он пребывает в себе. И веру, как апостол Павел прекрасно нам сегодня говорит, имеет в самом себе, перед Богом. И не предстоит ни перед кем внешне, а только перед Ним.
Если мы будем предстоять перед Богом в своем сердце, будет в нашей жизни только милость, только любовь. К этому мы должны стремиться, к этому нас ведет Великий Пост. Великий Пост — это помощник нам совершать все в нашей жизни внутри сердца. Господь нас зовет: твори тайно в своем сердце и добрые дела, и милостыню, и молитву, и будешь иметь награду на небесах. И Господь даст вам вами просимое, вами искомое.
Пусть наше сердце, которое часто хочет внешнего выражения, вспомнит о том, что это лицемерие. Оно не имеет ничего общего с верой во Христа, в который верующий предстоит, совершая свою молитву, и прося Отца Своего Небесного, творит молитву тайно, войдя в клеть, отрешившись от желания внешне выражать свою духовность, свои молитвы. И пусть Господь нам всем поможет, дорогие братья и сестры, это помнить, потому что это не просто в мире, в котором мы живем, быть внутренним человеком, быть духовным и творить молитву внутри своего сердца.
Но это величественно, это славно, это то, что дарует нашему сердцу радость и веселье. Это будет настоящий Великий Пост, когда мы внутри своего сердца будем творить все доброе в нашей жизни и обращаться к Богу. Пусть Господь нам поможет быть глубоко внутренними, духовными, в сердце предстоя перед Богом.