9 апреля в Великий Четверг, на Свято-Амвросиевском приходе служилась Божественная литургия Василия Великого, которая начиналась вечерней. Евангельские чтения этого повествуют о событиях последних дней земной жизни Спасителя – о женщине, помазавшей Спасителя драгоценным миром, о заговоре первосвященников и предательстве Иуды, об омовения ног ученикам, установлении таинства Тела и Крови, молитве Господа у подножия Елеонской горы в Гефсиманском саду и взятии Христа под стражу. После чтения Евангелия настоятель о. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-27).
Эти слова нынешнего евангельского чтения возвещают нам об установлении таинства Святой Евхаристии на Таной вечери. Тайная вечеря – это время, когда Господь совершает со Своими учениками последнюю Пасху, собирает их перед Своими страданиями. Тайная вечеря – это последняя вечеря Христа Господа со Своими учениками, ибо после этой вечери Он будет предан и пойдет на мучения, на крестную смерть. На этой тайной вечере Господь устанавливает таинство Евхаристии, Тела и Крови Его, таинство, которое питает человека.
Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, как было непросто Господу петь тайную вечерю. Как Он молился Богу Отцу, чтобы мимо шла эта чаша. Но затем Господь говорит: не Моя воля, но Твоя, Отче, да будет. Евангелие нам описало, как Господь, пребывая среди человеческих слабостей, ищет возможность поддержать Своих учеников, верующих в Него. Как ученики не могут даже поддержать Христа Господа в молитве перед крестным страданием.
И все эти слабости человеческие Господь принимает на Себя и дает человеку таинство Евхаристии, чтобы преображать человека. Апостол Петр, эта скала веры, исповедуя Христу, что он будет всегда с Ним, трижды отрекается от Него, от Христа, Учителя своего. Эти слабости человеческие питаются Евхаристией. Слаб человек в своих мыслях, рассуждениях, в своих чувствах, желаниях. Но Господь дарует ему Свои Тело и Кровь, чтобы человек, принимая таинство святой Евхаристии, укреплялся Божьей силой в Божьем пути.
Мы также, братья и сестры, как ученики со своими человеческими слабостями нуждаемся в подкреплении. И Господь нам дарует Свое Тело и Свою Кровь, для того, чтобы нас подкрепить, чтобы мы не отчаивались, чтобы наше изнемогающее от этих слабостей сердце, подкрепившись Святой Евхаристией, дальше могло продолжать борьбу с грехом.
Господь дарует нам таинство Своего Тела и Своей Крови для того, чтобы укреплять нашу борьбу с грехом, с нашим эгоизмом, с нашим своеволием, с нашими похотями, страстями. Таинство Евхаристии возвышает нас, подымает на небо. И мы видим, как мы без Бога слабы. Но мы также видим, как преодолеваются эти слабости, когда мы принимаем Тело Христово и пьем Его святую Кровь, когда мы приступаем к Чаше и чувствуем, как Господь входит в наше слабое тело и слабую душу, укрепляет их, дарует им силу преодолевать грех, преодолевать себя. Таинство Святой Евхаристии, дорогие братья и сестры, это действительно наша надежда, наша сила, наша опора. Мы прекрасно понимаем, как трудно нам без причастия. Когда мы долго не причащаемся, мы видим, как иссякают наши силы, как верх берут наши слабости.
И сегодняшнее Евангелие о слабости учеников говорит о том, что есть эти слабости, но есть и Евхаристия. И сколько бы мы ни падали в грех, как бы мы ни поддавались искушениям, соблазнам этого мира, у нас есть святая Евхаристия, которая очистит нас, укрепит, подымет на небо.
Святая Евхаристия, таинство Тела и Крови Господних, — это не только наша сила, наш путь преодоления себя, но также это таинство нам показывает все больше и больше наши грехи. Когда мы причащаемся часто, мы все больше и больше видим, как мы слабы, сколько грехов в нас, как мы легко падаем в грех, поддаемся искушению. И это обличает в наших сердцах святая Евхаристия, потому что это — Тело и Кровь Христовы.
Апостол Павел сегодня, описывая это таинство, когда Господь на Тайной Вечере установил его, говорит христианам, чтобы они помнили о величии этого таинства, чтобы приступали к этому таинству с глубоким покаянием, с глубоким испытанием своего сердца. Так прямо и говорит: испытывайте себя, прежде чем принять Тело и Кров Христовы, очищайте свое сердце, и только так приступайте к этому таинству. Ешьте этот Хлеб, Тело Христово, пейте эту Чашу, Кровь Христову, только через глубокое всматривание в свое сердце.
Господь, устанавливая таинство Святой Евхаристии, сегодня нам напоминает, чтобы мы приступали к Чаше, глубоко всматриваясь в свое сердце, чтобы оно каялось, чтобы оно осознавало свой грех, чтобы оно все больше и больше склонялось к противостоянию греху. Святая Евхаристия раскрывает нам наши грехи, наши слабости, она указывает нам на все то, что не должным образом мы думаем, желаем, чувствуем, говорим, делаем. И чем чаще мы принимаем Святую Евхаристию, тем мы больше видим, как мы недостойны этого дара.
В этом Святая Евхаристия. Мы должны увидеть свое недостоинство, просить Бога о прощении своих грехов и исправляться. Святая Евхаристия – это помощь нам в исправлении своей жизни. Тело и Кровь Христовы Господь нам дарует, чтобы входить в глубину нашего сердца, чтобы так нам помочь преодолеть себя, свои слабости. Он нас зовет, дорогие братья и сестры, совершать этот труд в наших сердцах, потому что когда мы противостоим греху, мы принимаем Святую Евхаристию все с большей и большей радостью, и наше сердце сияет верой, надеждой, любовью. В этом Евхаристия. В том, чтобы мы сияли своими добродетелями.
Святая Евхаристия – это Тело и Кровь Христовы. Что может быть больше в нашей жизни? — Ничего не может быть. Это наибольший дар, который Господь нам дарует. И пусть глубоко в нашем сердце, стоящем перед Господом, страждущим о нас, проливающим Свою Кровь на Кресте, совершится это таинство распятия Своего. Потому что Тело и Кровь Господни – это те Тело и та Кровь, которые страждут и проливаются за нас, за нас всех. И затем Господь воскресает из гроба и дарует Себя человеку. И пусть святая Евхаристия будет всегда для нас величайшим даром, который будет воскрешать нашу душу со Христом, подымать ее.
Когда мы причащаемся Тела и Крови, настоящая Пасха входит в наше сердце, потому что Господь приходит в него и там пребывает. И пусть наша любовь ко Господу возрастает, дорогие братья и сестры, потому что она единственная, питаясь таинством Евхаристии, укрепляет наше сердце. Евхаристия – это любовь Божия к человеку. Господь так любит нас, что Тело и Кровь Свои дает нам, для того, чтобы наша любовь к Нему возрастала, чтобы мы искали Его, Господа нашего, за нас страждущего. Евхаристия призывает нас к поиску Господа. И когда мы ищем Господа, если мы Его любим, мы возрастаем в этой любви. Наше сердце наполняется истинной жизнью, среди всех трудностей наших, всех сложностей жизни Евхаристия дарует нашему сердцу Пасху, которая преображает его.