В воскресенье 17 мая, в Неделю о слепом на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. Евангельское чтение повествовало об исцелении Гоподом Иисусом Христом слепорожденного: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9: 1-38). После чтения Евангелия о Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Христос Воскрес!
«А се и дивно, что вы не весте, откуда Он открыл мои очи». Эти слова слепорожденного, с удивлением сказанные фарисеям, говорят о его сердце, говорят о том, кто он был, этот слепорожденный, почему Господь сотворил это чудо. В начале сегодняшнего евангельского чтения мы слышали, как апостолы, проходя мимо этого слепорожденного, который просил милостыню, спрашивали Христа Господа, а кто же согрешил, что он слепой родился, он ли, или родители его? И Господь прямо им отвечает: ни он, ни родители не согрешили, но он родился для того, чтобы явились дела Божии, слава Божия на нем.
Это действительно величайшее чудо состоит не только в том, что слепорожденный стал видеть, но чудо и в том, что явилась слава Божия, которая утвердила его, слепорожденного, в вере во Христа, а также утвердило его родителей, учеников Христовых, апостолов и слушающих Слово Божье и следующих за Христом.
Но фарисеи, которые были врагами проповеди Христовой, и поэтому были слепыми в своих сердцах, видя и слыша об этом чуде, об этом слепорожденном, на котором явилась слава Божия, не восприняли это. Они отвергали Христа, хотя слепорожденный все время им напоминал, что он был слеп, но Христос Господь помазал ему очи брением, велел ему умыться в силоамской купели, и он теперь видит. Фарисеи, слыша это свидетельство, все больше и больше ожесточались в своих сердцах, потому что хотели, чтобы ложь торжествовала, а не правда. И они все делали для того, чтобы и его родители, и прозревший слепорожденный не исповедовали Иисуса Христом Мессией, чтобы они слушали только фарисеев и делали то, что они им говорят.
Но слепорожденный настолько переродился в своем сердце, что начал видеть не только физическими очами, но и сердцем своим. Господь, видя, что фарисеи его изгнали и не восприняли его свидетельства, подошел к нему и спросил его, верит ли он в Сына Божьего. Слепорожденный спросил, а кто же он? И Господь ответил: Тот, Кто с тобой говорит. И прозревший слепорожденный исповедовал Господа и поклонился Ему.
Это чудо, дорогие братья и сестры, нам говорит о сердцах человеческих, о сердце прозревшего слепорожденного и фарисейских сердцах, которые ищут земного, ищут славы земной, и ослепляются очи их сердец. А слепорожденный, который отроду не видел, будучи смиренным и кротким, был способен не только прозреть, но и увидеть славу Божью, которая явилась на нем, и прославить Господа.
Слепорожденный, дорогие братья и сестры, взывает к нашему сердцу искать смирения и кротости, чтобы прозрело наше сердце, отвергать фарисейскую гордость, славу земную и всякие страсти, которые ослепляют сердце человека, и человек, даже видя явное чудо, отвергает его, потому что слеп в своем сердце, его сердце не видит. Фарисеи, видя чудо исцеления слепорожденного, не только противостояли ему, но и взывали к прозревшему, чтобы он тоже отверг Христа Господа, чтобы он не видел в Нем пророка, как он исповедовал это, чтобы он даже видел в нем грешного человека. Фарисеи этим хотели подвигнуть его ко лжи, к тому, чтобы свидетельствовать в этом мире только то, что они говорят, совсем отвергая истину.
Но прозревший слепорожденный был прост в своем сердце, и он все время исповедовал то, что он был слеп, а Иисус Христос дал ему зрение. Он нас учит, дорогие братья и сестры, борьбе. Ведь борьба была в нем очень непростая, сложная. Ведь законоучителя израильского народа ему указывали, что есть правда, а что есть ложь. Что правда – то, что Иисус Христос грешный, а ложь – то, что Он есть пророк. Но прозревший слепорожденный видел в своем сердце эту ложь их, ненависть ко Христу, и остался верным своему Господу.
Он и к нам взывает, дорогие братья и сестры, к нашему сердцу, быть верными Богу. Как бы этот мир нас ни убеждал в том или ином, куда бы он нас ни влек, наше сердце должно смотреть на небо, потому что тьма этого мира ослепляет наше сердце. И мы прекрасно понимаем, как трудно, когда ослепляемся мы тем, что говорит нам мир, благами этого мира, всем тем, куда этот мир ведет. И прозревший слепорожденный нам напоминает: если мы будем помнить о том, что Господь дарует человеку, какую милость Он ему дает, мы всегда будем исповедовать Христа Господом в нашей жизни, кланяться Ему и видеть Его.
Ведь почему фарисеи не могли видеть Христа Господа? – Потому что они желали земного, временного, ложного, человеческого, страстного. Прозревший слепорожденный нам сегодня напоминает о том, что ослепляет этот мир, что он зовет нас на ложный путь, он зовет нас отвергнуть то, к чему Христос нас зовет, Церковь, наша святая вера. Наше сердце нуждается в этой борьбе с миром, ослепляющим наши сердца, с миром, который вводит в наше сердце желание ложного, преходящего, тленного, всего того, что не является истиной.
А истина только одна: Сам Господь Христос, Который пришел к нам, чтобы прозрели наши очи, чтобы не видели эту ложь и видели истину, которая насыщает сердце человека.
Господь чудом исцеления слепорожденного к нам взывает, дорогие братья и сестры, чтобы мы так же, как и этот слепорожденный были внимательны ко всему тому, что мир нам говорит, и чтобы вместе с ним мы исповедовали вечные блага, чтобы мы их искали, чтобы ложные блага не ослепляли наше сердце. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, чтобы наши сердца все больше и больше прозревали, чтобы они видели вечные блага. Ведь прозревший слепорожденный видел славу Божию, явившуюся на нем. И мы должны тоже видеть славу Божию, которая является тогда, когда Господь приходит к нашим сердцам, дарует им надежду, помогает терпеть, смиряться, кротко все переносить.
Это слава Божия, которая является над нами, чтобы прозрели наши очи и видели, что надо для нашей жизни искать прежде всего Царства Божьего и правды Его, а остальное все нам приложится. Об этом нам говорит Господь, даруя зрение слепорожденному. Он к нам приходит, истомленным всякими трудностями, как этот слепорожденный. Ведь он, прося милостыню, чувствовал всегда эту трудность. Но он спокойно проводил свою жизнь, прося Бога, и Бог пришел к нему.
И к нам Он приходит, когда мы становимся смиренными и кроткими, чтобы принести нам зрение, исцеление нашего сердца, чтобы оно искало правды Божьей, чтобы воистину оно преодолевало свою слепоту. Потому что слепоты в нашем сердце очень много. Как часто мы забываем, что ослепленное благами мира сего сердце хочет мирского. А прозревший слепорожденный нам напоминает, что есть свет. И Господь в сегодняшнем апостольском чтении нам прямо говорит, что Он – Свет, пришедший во тьму этого мира, как мы и поем в сегодняшнем кондаке, прославляя это чудо и говоря: Господи, приди и ко мне, во тьму моих грехов, и просвети меня, дай мне зрение видеть славу Божию, творящуюся над сердцем кающимся, отвергающим грех, противостоящим ему.
Слава Божия приходит в нашу жизнь всякий раз, когда мы вспомним о том, как мы живем, сколько грехов, сколько падений наших, слабостей, и через наше покаяние Господь дарует зрение нашему сердцу, и мы радуемся. Ведь сама радость — это видение и ведение нашего сердца. Когда мы пребываем в печали, мы ничего не видим, и наше сердце впадает в отчаяние. А сердце, которое видит Христа Господа, видит свой грех, видит правду Божию, кается, прозревает, и свет Божий, свет Христа Господа входит в него и вносит величайшую радость, ту, которую пережил слепорожденный. Господь нас зовет, дорогие братья и сестры, преодолевать в себе грех для того, чтобы сердце наше видело.