1-го января на Свято-Амвросиевском приходе служилась Божественная литургия. В евангельском чтении прозвучала беседа Господа Иисуса Христа с богатым человеком: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей& Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его.
Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10: 17-27).
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
И имаши имети богатство на небеси, — говорит Господь, объясняя эти слова богатому человеку и этим поучая Своих учеников, слушающих Его Евангелие. Все слушающие Христа Господа видели, как подошел к Нему богатый человек с вопросом о том, как наследовать ему жизнь вечную, и как Господь ему сказал простыми словами: исполняй Заповеди Божии, не убивай, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, не обижай, чти отца и матерь. И этот человек сказал, что он всегда следовал этим заповедям. И Господь его полюбил, но сказал, что не хватает ему одного – расстаться со своим богатством, продать его нищим, чтобы иметь богатство на небесах.
И тогда ученики Христовы, видя, как этот богатый человек не смог справиться с собой и ушел печальный, начали также печалиться, потому что понимали, как трудно человеку расстаться со своим богатством, как трудно тому, кто полагает свою надежду на эти временные вещи, отдать их. Но Господь учит Своих слушателей, что это очень важный момент в жизни человека, потому что пройти с богатством в Царствие Небесное очень трудно. Оно все время будет тянуть назад. Даже верблюду, который может пролезть через игольное ушко, легче сделать это, чем богатому со своим богатством войти в Царствие Небесное, потому что его земное богатство не нужно будет ему в Царстве Небесном, к тому же, оно противостоит Царствию Небесному. И человек, который не перебарывает в себе желание накопления земного богатства, действительно, переживает большие мучения.
Но Господь прямо говорит: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк, 10: 27). Но как возможно Богу? Возможно потому, что человек, хотя и привязан к этим земным благам, если он любит Бога, Господь ему помогает все больше и больше смотреть в вечность, туда, где это богатство не понадобится. Такое возможно Богу, и все возможно Богу. Потому что верующий человек, верующий во Христа — это уже человек, отказывающийся от земного богатства. И как трудно человеку, который не всматривается в вечность, не живет этим! Как его сердце охватывает желание пребывать в земном!
Об этом сегодня речь идет, дорогие братья и сестры, особенно когда мы начинаем Новый год. Когда мы всматриваемся в будущее, каким оно будет, что принесет нам этот год, как мы свою жизнь направим. И об этом мы должны думать: куда мы ее направим, к Царствию Небесному, или к земному богатству? Это очень актуально, дорогие братья и сестры, особенно сегодня, когда мы переступили порог Нового года, мы должны подумать, где наше сердце. Нам Господь напоминает об этом и говорит: где сокровище ваше, там и сердце ваше. Господь говорит, что все возможно Богу, как бы это все земное ни привязывало его к себе. У Христа Бога оно становится ничтожным, и наше сердце привязывается к небесному богатству.
Но это надо совершать, чтобы не было этого противостояния земного небесному, потому что Иисус Христос нам напоминает: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24). Это значит, если земное полюбишь, — небесное отвергнешь. И так оно и есть: чем больше мы думаем о земном, тем меньше мы думаем о небесном, и чем больше мы остаемся в земном, тем больше нашему сердцу не хочется небесного.
Но сегодня Господь нас зовет, отвечая богатому человеку, не привязываться к земному богатству, — и будем иметь богатство на небесах. И это нас должно всегда вдохновлять, потому что чтобы мы ни имели на земле, оно не будет нам в радость, потому что оно всегда уходит, оно останется здесь, на земле. Но наша радость одна – угодить Богу, сотворить Его волю, любить ближнего, терпеть его, не осуждать. Это же богатство на небесах, и величайшее богатство.
Если мы будем терпеть ближнего, земное богатство не будет затмевать ум, потому что мы будем угождать Богу, искать небесного богатства. Земное будет у нас, но оно не будет для нас желанным, то есть самым важным и единственным. А желанным, самым важным будет одно: как бы не прогневить Бога, как бы сохранить наше сердце в чистоте, как бы его очистить.
К этому нас сегодня Господь зовет, повторяя: имаши имети богатство на небесех. Об этом мы должны помышлять, особенно сегодня, когда мы всматриваемся в Новый год, каким он будет, где наше сердце будет, чего мы будем желать, куда мы будем идти. И если мы не будем, в первую очередь, смотреть на то, что Богу угодно, то земное будет все больше захватывать наше сердце и терзать его.
Если мы мало прилагаем усилий в духовной жизни, мало преодолеваем себя, как все земное затемняет наше сердце, как нам трудно полюбить ближнего, потерпеть его, смириться, кротко его перенести. А это богатство терпения – это жемчужина нашей жизни. Когда мы терпим, какая радость в нашем сердце! Но когда мы не терпим, какая скорбь, и как наше сердце все больше и больше в нетерпении зарывается в земное, видит себя в земном! Потому что не собираем мы небесное сокровище.
К этому нас Господь сегодня зовет, особенно празднуя праздник святого мученика Вонифатия, который пришел на Восток из Рима и увидел множество исповедников Христовых с сияющими лицами. Их мучают, их терзают, а они радуются! Чему же они радуются? — Он не мог понять. Они радовались потому, что их ничего не связывало с земным, они были небесными и могли поэтому даже свою жизнь отдать, не только те земные блага, которые у них были. И он проникся этим богатством небесным, исповедал себя христианином и имел такую же мученическую смерть. И возвратился к своей госпоже мощами своими, его принесли в Рим, сопроводив его, как мученика.
И Господь нас зовет к этому исповедничеству, к этой радости, к тому, чтобы богатство небесное охватывало все больше и больше наше сердце, чтобы мы желали этого вечного, этого спокойствия в своей душе, любви, милости, благосердия. Это действительно неизреченное богатство, оно ни с чем не сравнимо. Потому что его тля не тлит, и воры не крадут. Никто не может выкрасть из нашего сердца любви, благословения сердечного, нашей милости.
Пусть Господь всем нам поможет, дорогие братья и сестры, взирать на небо все более и более. Когда мы сердцем нашим с Господом на небесах, в вечности, какова эта жизнь, среди этого богатства небесного! И как мы правильно поступаем со всем земным, когда наше сердце наполняется богатством небесным! Пусть Господь всем нам поможет наше сердце направить на небо, чтобы наше сокровище, наша любовь были там, чтобы наше сердце искало, желало только быть с Богом, в Его правде, в Его благословении, в Его дарах.
Дары Божии величайшие для нашего сердца. Господь нам их подает, но мы должны их искать, мы должны всегда помнить: если мы не будем их искать, будет черствым наше сердце, будет видеть свое богатство в земных благах, и будет всегда печальным, потому что не найдет того сокровища, которое вечно, которое радует и не перестает радовать, которое насыщает и дарует покой душе нашей.