14 января, в праздник Обрезания Господня, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия св. Василия Великого и молебен на новолетие. В этот праздник было совершено также и ночное богослужение для тех, кто не мог присутствовать на утренней службе, завершившееся праздничной трапезой.
Праздничная проповедь была посвящена событию обрезания Господня:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11), — возвещает апостол Павел колосским христианам, обличая их в их человеческих размышлениях о Христе. Апостол им прямо говорит, чтобы они не соблазнялись никакими человеческими рассуждениями, философскими взглядами о Христе, а слушали Евангелие, Божественное Откровение о том, что в Иисусе Христе – вся полнота Божества. Он Господь. Он Всемогущ. И поэтому апостол Павел, уча колосских христиан, напоминает им о том, что есть человеческие представления о Христе, но есть и учение Божие о Нем. И он обращает внимание на ветхозаветное обрезание, которое было прообразом того, что Христос несет человеку. Это обрезание вело к Самому Христу.
И вот, мы ныне празднуем праздник Обрезания Господня и радуемся тому, что мы обрезаны во Христе обрезанием нерукотворным, совлечением тела греховного. Это мы получаем во Христе. Иисус Христос принял обрезание, хотя Он не нуждался в нем. В нем нуждались ветхозаветные люди, и, принимая обрезание, они становились членами Ветхозаветной Церкви. А Христос Спаситель завершил обряд принятия обрезания на Себе.
Так же, как все младенцы мужского пола богоизбранного народа, Он принимает обрезание, для того, чтобы в Нем совершилось это таинство, которое дарует человеку нерукотворное обрезание. То есть Христос Спаситель принимает обрезание и дарует человеку то, что оно прообразовало. Оно прообразовало вхождение человека в Новозаветную Церковь. И ветхозаветные люди жили верой в то, что совершится то, что прообразует обрезание.
И вот, оно совершается, Господь принимает обрезание и дарует нам нерукотворное обрезание – крещение. Крещение, как говорит апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении, является нерукотворным обрезанием, в котором человек вместе со Христом погребается и вместе с Ним воскресает для новой жизни, для жизни в благодати Божией, для жизни исполнения заповедей Христовых, жизни любви, жизни смирения и кротости. Это действительно величайший дар человечеству, принять нерукотворное обрезание, которое Господь дарует нам Своим обрезанием. Он, принимая обрезание, напоминает, что пришло уже время, когда человек примет это нерукотворное обрезания и совлечется тела греховного.
Об этом нам сегодня говорит праздник Обрезания Господня. Господь нам дарует силу преодолевать в себе грех, эгоизм, дарует возможность совлечься тела греховного, то есть отвергнуть все то, что искушает, разрушает человека, восстать против него и жить во Христе новой жизнью. Поэтому праздник Обрезания – это наше торжество об этом даре крещения.
Ведь каждый крещеный человек имеет силу Божьей благодати, силу борьбы с грехом, преодоления его и жизни с Господом, как апостол Павел нам сегодня напоминает, мы воскресли в крещении со Христом, чтобы жить с Ним, чтобы не грех владел нами, а благодать Божия, чтобы не искушения и соблазны этого мира нас сбивал, а чтобы мы помнили, что Господь даровал нам очищение наших сердец и дарует его всякий раз, когда мы к Нему обращаемся.
Ведь таинство покаяния есть второе крещение. Когда мы принимаем это таинство, мы принимаем это нерукотворное обрезание. Как совлекает с нас, снимает с нас Господь наследство греха! Совлекает плоть греха и дарует нам новое бытие, дарует нам силу противиться греху и жить в благодати Божией! Господь принимает обрезание и зовет нас к нерукотворному обрезанию, которое мы приняли в крещении и принимаем всякий раз в таинстве исповеди и покаяния. Он нас зовет совлечься греховного тела, которое влечет нас ко греху, отвергнуть все искушения и соблазны, чтобы быть очищенными, перерожденными, преображенными, обоженными.
К этому нас Господь сегодня зовет, к этому глубоко в нашем сердце изменению, чтобы наше сердце принимало эту благодать перерождения в нерукотворном обрезании, чтобы наше сердце всегда помнило, как трудно, когда грех владеет нами, и как легко, когда Господь грех снимает с нас. Будем радоваться со Христом Господом, в восьмый день обрезывающимся ради благодати, которую мы получаем в крещении и таинстве покаяния.
Мы действительно получаем эту благодать прощения наших грехов, возрождения нашей души, для того, чтобы исполнилась цель прихода на эту землю Христа Господа. Ведь Он пришел к нам для того, чтобы помочь преодолеть в себе грех, чтобы мы жили вместе с Ним, совлекаясь тела греховного и облекаясь в благодать Божию, в радость жизни в правде Божией и Его любви.
Как это неизреченно, ведь мы прекрасно понимаем, как легко становится нам, когда мы получаем это нерукотворное обрезание. Но как мы быстро об этом забываем при искушениях, при соблазнах! Сегодняшний праздник — это нам напоминание, что надо быть более активными в борьбе с грехом, чтобы Господь снимал с наших душ наши грехи, и мы все больше боролись и помнили, как трудно, когда грех владеет нами, и как легко, когда Господь входит в наши души этим нерукотворным обрезанием, снимает с нас плоть греховную, то, что увлекает нас, соблазняет и уводит от Него.
Господь нас ныне благословляет, чтобы мы радовались все больше и больше, чтобы мы, принося покаяние в исповеди, все глубже входили в тайну нерукотворного обрезания и благодарили Бога все больше, что Он нас освобождает от ига греха, от рабства похоти, дарует нам свободу, дарует нам жизнь в правде и истине, в Нем Самом.
Утром в праздник Обрезания Господня Божественную литургию совершил протоиерей Василий Балацел в день своего тезоименитства. Настоятель архимандрит Амвросий (Макар) поздравил о. Василия с Днем Ангела после ночного богослужения и утром после литургии. О. Амвросий поблагодарил о. Василия за труды на приходе, за его пастырское служение и пожелал ему здравия и крепости в служении в нашей общине. После многолетия, прозвучавшего множество раз, о. Васлиия поздравляли прихожане.
Утром после Божественной литургии о. Амвросий совершил чин благословения и резания калача по просьбе верующих из Сербии. И затем был отслужен молебен на новолетие.