18 января, в навечерие Крещения Господня, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия, вечерня и великое освящение воды. Воскресное евангельское чтение повествовало о событиях грядущего праздника: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, a при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (Лк. 3: 1-18).
После чтения Евангелия настоятель о. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Уготовайте путь Господеви, правы сделайте стези Его, — возвещает пророк Исаия о служении Иоанна Предтечи, о том служении, которое Господь дает этому в пустыне возросшему пророку. Поручает ему это служение, чтобы он, святой Иоанн, Его Предтеча, который вырос в пустыне, смог людям объяснить, что есть жизнь с Богом, как ее обрести, для чего человек создан, как жить человеку. И самое главное, как принять Евангелие земному человеку. Евангелие, которое возвещает человеку новую жизнь.
Старому, земному человеку Евангелие несет новую жизнь. Но для того чтобы человек избавился от этой старой земной жизни и принял новую небесную жизнь нужна была проповедь этого пустынника, Иоанна Предтечи, который знал только Бога в своей жизни, творил Его волю, искал только Его в своей жизни и знал только Его заповеди. И только такой небесный человек или, как пророки называли его, ангел, мог человекам помочь принять Евангелие, которое Христос готовился проповедовать людям.
Эти слова пророческие – глас вопиющего в пустыне, уготовайте путь Господень, правы сделайте стези Его, — говорят о труде, который совершил Иоанн Предтеча в сердцах человеческих. Он людям возвещал о новой жизни, то есть, об исправлении человеком своей жизни. Он возвещал, каким образом человек может принять Евангелие в свое сердце. Уготовайте путь Господень, прямыми сделайте пути Ему. Эти слова говорят о том, как Иоанн Предтеча призывает нас изменить себя. Грех входит в сердце человека и извращает его, делает его противящимся Богу. Все извращает в душе человека, просто выворачивает его. И вот, такой человек, который под своим грехом пребывает, не может понять Евангелие, потому что все извращенно видит, все воспринимает не так, как оно есть, на все смотрит превратно.
Иоанн Предтеча посылается людям, чтобы помочь им это извращенное состояние, перекрученное внутри, исправить, сделать его прямым, сделать его направленным ко Господу. Он помогает людям совершить это в своих сердцах через покаяние. Он крестит их, и они исповедуют свои грехи. А исповедуя свои грехи, они исправляют свои души, направляют их ко Господу, делают прямыми пути для Господа в своем сердце. Иоанн Предтеча совершает это в сердцах человеческих для того, чтобы люди, покаявшись, исправив свою жизнь, были готовы к принятию истины. Потому что извращенное сердце ищет только лжи и не может не только увидеть истину, но и понять ее, пока не покается, пока не исправится, пока не сделает свою душу прямой, такой, в которую может войти Господь.
Путь Господень в человеческое сердце проходит через покаяние, через исправление своей жизни, через выправление наших сердец, извращенных грехом. И святой Иоанн Предтеча готовит не только на Иордане людей к принятию Евангелия. Он готовит всегда и всех своей проповедью о покаянии к принятию Евангелия. Мы, стоя перед этим торжеством Богоявления, Крещения Господня, нуждаемся в этом голосе вопиющего в пустыне Иоанна Предтечи. Нуждаемся потому, что грехи наши душу извращают, отворачивают от Бога, направляют в противоположную сторону. Иоанн Предтеча сегодня взывает к нашим сердцам: уготовайте путь Господень, правы стези творите Господу, прямыми сделайте пути Его в ваше сердце.
Святой Иоанн Предтеча послан и нам в преддверии торжества Крещения Господня, чтобы и наши сердца исправились. Чтобы они отвергли грех, все это извращение в душе, все эти соблазны, все эти прелести. Они настолько все перекручивают в нашей душе, что нам трудно слышать и понимать Слово Божие. Иоанн Предтеча взывает к нашим сердцам: исправьте путь Господень, прямыми сделайте путь Его в ваше сердце. Отвергните все то, что уводит вас от Заповедей Божиих, все то, что направляет к земле, а не к небу. Исправить свой путь, сделать его прямым – это значит, стать перед Богом со всеми своими грехами в покаянии, в слезах, в обещании Ему исправить свое сердце, сделать его действительно прямым перед Богом.
К этому зовет нас святой Иоанн Предтеча. Зовет нас отвергнуть все, что соблазняет, что перекручивает нашу душу. И как прекрасно, когда человек отвергает грех, исправляет себя, становится прямым перед своим Господом, прямым и чистым, совершенно простым. Вот этой простоты ждет от нас Господь через проповедь Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча к нам взывает: сделайте прямыми пути Господа в ваше сердце. И мы должны, слушая эту проповедь, глубоко в сердце увидеть, как в нем все извращено, как оно неверно Богу, как оно непослушно, как наше сердце стремится в противоположную сторону от неба, все к земле, все к страстям, все к неправде, все к тому, что делает наше сердце извращенным и не видящим Бога.
А вот когда мы станем простыми, прямыми перед Богом, мы Его увидим, потому что Он идет к нам, Он идет принимать крещение для каждого из нас, чтобы войти в наше сердце. Если оно не будет прямым, Он не сможет в него войти, если оно будет извращенным, притянутым прелестями этого мира к себе, Он не будет иметь возможность войти в наше сердце. И поэтому он посылает к нам Иоанна Предтечу, к каждому из нас, чтобы сделать прямыми пути Господа в наше сердце, чтобы мы приняли Его в простоте, смирении, кротости. Ведь действительно, человек, простой перед Богом, спокойно, смиренно терпит, кротко все переносит, потому что Господь в его сердце. А без Бога совершить эти добродетели человек никак не может. Если его сердце извращено, во грехе, он не видит Господа, не понимает даже заповедей Его, пока не исправится, пока не сделает прямыми стези своего сердца.
В канун торжества Крещения Господня мы, дорогие братья и сестры, должны в глубине нашего сердца почувствовать, насколько непрямые наши пути, насколько они нуждаются в этой простоте, насколько мы нуждаемся быть простыми и прямыми, и какая это красота, быть простым и прямым перед Богом. Господь принимает крещение для того, чтобы утвердить наше сердце в этой прямоте и простоте, чтобы наше сердце было в Нем, крещающемся Господе, Который дарует нам небо. Богоявление, явление Пресвятой Троицы над водами иорданскими — это таинство для наших душ, которые могут насытиться этим только покаявшись, отвергнув все извращенное, только отдав себя Господу в простоте и прямоте.
По окончании Божественной литургии и вечерни был совершен чин великого освящения воды.
После великого освящения воды, вечером, на Свято-Амвросиевский приход прибыл прот. Григорий Катан из Пьяченцы с прихожанами. Гости представили праздничное рождественское представление на итальянском и молдавском языке, завершившееся общим чаепитием.