21 мая, в праздник Вознесения Господня, на Свято-Амвросиевском приходе служилось две литургии. Ночное богослужение, начавшееся в полночь, совершил прот. Сергий Беспалов, а утреннюю Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший архиепископ Штутгартский Агапит. Праздничное евангельское чтение повествовало о событиях Вознесения Господня на Елеонской горе: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь (Лк. 24: 36-53). После чтения Евангелия на ночной литургии настоятель о. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа», — поем мы сегодня, в тропаре этого великого двунадесятого праздника Вознесения Господня.
Мы слышали, как сегодняшнее праздничное Евангелие нам возвещает вначале о воскресении, и затем повествует нам о вознесении Христовом на небо. Воскресший Господь сорок дней пребывал с учениками и учил их тому, что должно совершиться после Его Воскресения. После Его Воскресения должно прийти время новой жизни, время создания новой, Новозаветной Церкви. И поэтому сорок дней Господь является Своим ученикам и возвещает им то, что произойдет в их сердцах, и то, что будет происходить в сердцах тех, которым они будут нести Евангелие. Господь им возвещает о том, что они исполнятся Духом Святым, и этим Духом Святым будут наполнять сердца слушающих Евангелие.
И действительно, ученики, слушая Воскресшего Господа, являвшегося им, глубоко в сердце переживали то, что Он им возвещал о будущем, которое придет после Его воскресения. Это — перерождение сердец человеческих и жизнь в Духе Святом. Они переживали это глубоко в своем сердце, и когда они увидели, что Господь возносится на небо, они поняли, что, с одной стороны, Он их оставляет, а с другой стороны, приходит то время, о котором Господь им возвещал, когда они исполнятся Духом Святым.
А исполнившись Духа Святаго, они смогут людям нести эту весть о новой жизни, о новом творении, как апостол Павел нас учит. И хотя Господь их оставляет при Своем Вознесении, мы поем: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа». Они действительно радовались, потому что уже в самом Вознесении Господнем они чувствовали это новое время, как оно входит в их сердца, как оно преображает их, как оно наполняет их души. Они радовались и веселились о том, что совершается то, для чего Господь умер и воскрес. Совершается перерождение человека.
Поэтому Вознесение Господне — это действительно величайшая радость обновления душ еще до сошествия Святого Духа. Они чувствуют эту радость, потому что Господь, возносясь, их благословляет, и они, принимая это благословение, чувствуют неизреченную перемену своих сердец. Чувствуют, как любовь Божия входит в них, преображая их, делает их этим новым творением, которое, действительно, перерождаясь из старого в новое, видит и чувствует эту новую жизнь.
Поэтому Вознесение для нас, дорогие братья и сестры, это действительно радость, величайшая радость. Такая радость была у апостолов, которые смотрели на небо, на возносящегося Господа, пока Он еще виден был. Они переживали это благословение Божие и эту неизреченность их пребывания, о котором Господь сказал: пребудьте в граде Иерусалиме, пока вы облечетесь в силу Духа Святаго.
Действительно, апостолы после Вознесения Господня пребывали в молитве и в радости, ожидая сошествия Святого Духа. Поэтому Вознесение Господне – это радость ожидания Сошествия Святого Духа, Который был обещан, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, Христом Спасителям апостолам. И это обещание уже совершается.
Поэтому Вознесение Господне – это и наше вознесение, как это было и вознесение апостолов. Господь возносился на небо, а святые ученики Его возносились духовной жизнью. Они отрывались от земли. Они духом, своей душей, своим сердцем возносились с Господом. Потому что они уже творили одно Тело Христово, которое осуществится в день Пятидесятницы. Но уже в этот сороковый день они чувствуют, как это велико, оторваться от земли, подняться на небо. Как это велико, преодолеть в себе старого человека и стать новым. Как это неизреченно, преодолеть в себе отчаяние, сомнения и войти в жизнь, радость, в вере, надежде и любви.
Об этом нам возвещает сегодня Вознесшийся Господь, об этой радости, которая действительно неизреченна. Это ожидание Святого Духа зовет и нас, дорогие братья и сестры, все больше и больше преодолевать в себе старого человека, отрываться от него и подыматься на небо. Если мы говорим о молитве, по православному церковному учению это — поднятие нашей души на небо, молиться — это значит предстать перед Богом на небесах. Об этом нам возвещает сегодня Вознесение. Об этом отрывании себя от всего тленного, преходящего и возношении нас к вечному, к тому, что не проходит, что всегда пребывает.