В ночь с 11 на 12 апреля в нашем храме состоялось торжественное пасхальное богослужение. Богослужение возглавил настоятель прихода о. Амвросий (Макар), ему сослужило приходское духовенство. За богослужением молился вице-консул генконсульства РФ в Милане Платон Рацкевич. Храм был богато украшен цветами, на аналое лежала икона Воскресения Христова.
По окончании полунощницы под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» на славянском и молдавском языках был совершен крестный ход вокруг храма.
За Пасхальной заутреней о. Амвросий прочитал Слово огласительное святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху. Евангельское чтение на Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста прозвучало на пяти языках – славянском, греческом, украинском, молдавском и итальянском. После чтения Евангелия было прочитано Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
На протяжении всего богослужения происходило освящение пасхальной снеди: тысячи людей из Милана и его окрестностей прибыли к храму, чтобы освятить пасхальные куличи и яйца. О. Амвросий читал молитву на освящение пасхальной снеди, обращался ко всем, кто пришел, со словом, делясь с людьми пасхальной радостью, и говорил о смысле и значении Пасхи для жизни христианина, приглашал всех посетить пасхальные богослужения и выступления детей и молодежи в нашем храме.
По окончании богослужения о. Амвросий поздравил прихожан со светлым Христовым Воскресением:
Христос Воскрес!
В Пасху человек живет очень насыщенной и многообразной жизнью, предвкушая жизнь будущего века. Мы даже представить себе не можем, как величественна жизнь в раю, в Царствии Божьем. Иногда бывает так, что мы чувствуем большую радость в нашем сердце. Это и есть рай. И эту радость мы особенно чувствуем в глубине наших сердец на Пасху. Поэтому церковь называет Пасху предвкушением вечной жизни. Кто из нас может сказать, что сердце его не предвкушает этой вечной жизни на Пасху?
Конечно, очень сложно нам бывает в нашей жизни, много у нас отчаяния, много у нас гордости и страстей. Но все равно, Пасха собирает всех. И близких к Богу, и далеких от Бога. Потому что это предвкушение Пасхи происходит в сердце каждого человека. Но зависит от нас, как мы ее вкушаем, как мы предвкушаем эту радость вечной жизни. Мы прекрасно понимаем, что все в нашей жизни зависит от борьбы с собой, от того, насколько мы преодолеваем себя и насколько мы направляем себя на исполнение заповедей Божиих.
Предвкушение вечной жизни – это значит пребывать в заповедях Божиих, отвергать прелести этого мира. Потому что прелести этого мира и предвкушение вечной жизни противоположны. Вот где наша проблема: и вечную жизнь мы хотим предвкушать, и к временным благам тоже привязываемся. Пасха нас зовет отвязаться от них, чтобы мы смотрели на земные блага истинными глазами. Все они пройдут, все они ничего не стоят, все они радости нам не приносят, сколько бы их ни было. Одна радость – Пасха, которая подымает наше сердце к Богу и напоминает нам, как добро быть с Господом, и какая тоска быть без Него. На Пасху это больше всего чувствуется. Как бы хотелось, чтобы эта Пасха была нескончаемой, чтобы она истинно насыщала наше сердце.
Наша жизнь зависит от разных обстоятельств, но никто из нас не может сказать, что мы Пасху не переживаем, потому что иначе мы бы здесь не находились сейчас. А так как есть у нас опыт предвкушения вечной жизни, мы стоим в храме, который на Пасху символизирует Гроб Господень. Перед пасхальной утреней мы совершили крестный ход и вошли в в храм, как в Гроб Господень. Литургические песнопения называют его светлейшей светлицей.
Гроб Господень оказывается самым светлым на свете. Все к нему спешат, и не только, когда Благодатный Огонь сходит, и мы радуемся этому. Вчера он сошел и прибывает к нам, в четверг мы его уже получим и зажжем от него свои свечи. Гроб Господень – это светлица, и каждый православный храм – это Гроб Господень, светлейшая из всех светлых палат. И свечи в нем горят, и свет, и мы поем, все это, конечно, нас радует в храме, но есть в нем и свет невидимый, незримый.
Незримый свет – это отвержение своей воли и принятие воли Божией. Вы видите его, когда надо смириться. Если мы смиримся – сразу незримый свет сияет в нашей жизни, потому что наше сердце сейчас смирилось. Конечно, обстоятельства немножко нас потреплют. Но у нас в сердце горит свет Благодатного Огня, и он никогда не погаснет.
Светлость, — именно светлость храма, светлость нашей души, – это цель наша. И Господь нас учит, что есть свет, и что есть тьма. Господь прямо говорит: человек, который не творит добрых дел, бежит от света, чтобы свет не открыл его недобрые дела. А человек, который творит добрые дела, бежит к свету, потому что ему нечего скрывать, у него все может быть открыто. Если мы любим, смиряемся, нам нечего скрывать. Но если мы не любим, не смиряемся, нам не хочется, чтобы это все видели.
Пасха — это вызов для наших сердец. Она спрашивает нас: где они, наши сердца? В свете Хриством, который сияет и зовет нас: откажись от своей гордости, своеволия, своенравия, смирись! Что такое смирение? — Сказать ближнему: пусть будет так, как ты хочешь. Это величайший свет. А когда хочется так, как нам хочется, и не хочется смириться по гордости нашей — это величайшая тьма. А Пасха нас учит: если не смиришься — тьма останется, если смиришься – Христос Воскресший будет в твоей душе.
Неужели мы этого не хотим? А это закон бытия: Христос Воскресший там, где смиряется человек. Господь нам сказал: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Воскресший Господь зовет нас: смирись! Говорит нам: что же ты так держишься за свое! Православные христиане всегда скажут ближнему: пусть будет так, как ты скажешь. Спросим себя, насколько мы православные христиане. Помните, как преподобные Зосима и Мария Египетская лежали друг перед другом и просили друг у друга благословения? Как это прекрасно, и как ужасно, когда нам хочется, чтобы было так, как нам хочется! Господь Воскрес для того, чтобы нам не хотелось, как хочется, а хотелось как Богу угодно. А Богу угодно наше смирение. Если мы опять гордо будем хотеть, как нам хочется, Бог будет противиться нам. А если мы смиримся — обретем благодать, светлость.
Пасха – это значит, смириться. Сколько радости будет, сколько будет наше сердце чувствовать истину! Что такое истина? – Смириться. А что есть ложь? — Гордость не смиряется, будет стоять на своем. Будем же стараться. Пусть наши сердца засияют радостью смирения и отвергнут тьму гордости, своеволия, своенравия, тщеславия. Как они искусительны! Но Господь прямо говорит: отвергнись себе, возьми крест свой и следуй за Мной.
Есть две гордости. Гордый светский человек говорит: так надо, а гордый верующий говорит: так Богу угодно, и травит ближнего. А Богу угодно, чтобы мы смирились и обрели радость души. Радости души не может быть, если есть гордость. Это противно природе человеческой. Человек по природе своей смирен, потому что он сотворен Богом и как творение хочет насытиться Самим Господом. А гордый человек не хочет насытиться Богом, потому что он — сам себе Бог. Как прекрасно на Пасху об этом говорить! Пусть радость пасхальная останется с нами надолго, до следующей Пасхи. Пусть она не иссякнет, пусть всегда сияют ваши лица улыбкой.
У православного христианина нет грусти. Чего ему грустить, если у него свет в душе, если он смиряется? А когда человек стоит на своем, он никогда не достигнет того, чего ему хочется и будет грустить. Если мы обретаем смирение, этот свет никогда не иссякнет. Для чего тебе все то, чего ты хочешь? Если мы со Христом, мы скажем: да будет воля Твоя, Господи! А воля Божия — всегда смирение, всегда кротость. Он Сам сказал о Себе: Я смирен и кроток сердцем.
Что же такое смирение? Смирение – это значит отказаться от своеволия, не желать, как хочется, а желать, как Бог даст. Посмотрите на мучеников, которые преобразили мир! Мир восстал на них, мучил, издевался, а они радовались! Почему? – Потому что свет Христов был в них! А если свет Христов есть в них, какая разница, что с ними происходит? И мы так скажем во всяких наших трудностях, грусти, всяких печалях. Их много, а Пасха придет и мы скажем себе: успокойся! Как прекрасно на все это посмотреть вместе с Воскресшим Господом! Этого я хотел вам пожелать в сегодняшний день Воскресения Христова.
Наутро пасхальную Божественную литургию возглавил прот. Василий Балател. За богослужением также было прочитано Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла.
В завершении Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг нашего храма.