«Возьми бремя мое тяжкое греховное, Благоутробне, и даждь ми слезы умиления» – поем мы ныне, читая Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Наша душа, чувствуя это бремя греховное, все больше и больше взывает ко Господу о помиловании, о умилении. Просим мы Христа Господа, распятого за нас, за наши грехи, чтобы Он снял с нас это бремя тяжкое греховное, чтобы отнял от нас тяжесть греха, которая давит нас и не дает нашему сердцу воспрянуть и служить Богу, живя по заповеди Его.
Великий покаянный канон – это стон нашей души под этим тяжким бременем. Грех – это невыносимое явление в жизни человека. Оно давит, это бремя, и не дает человеку вздохнуть. Грех стремится нас раздавить, и мы чувствуем, как много грехов наших, как невыносима эта тяжесть на нашей душе. Как хочется освободиться от этой тяжести, получить умиление от Господа, любовь.
Любовь — это действительно жизнь в нашем сердце. Но какова эта жизнь, когда давит грех, когда мы не можем освободиться от него? – Это только одно страдание. А когда мы освобождаемся от этого тяжкого греховного бремени, мы чувствуем Христа Господа, мы чувствуем, что есть жизнь, мы видим нашу греховность, наши слабости, нашу склонность ко греху. И, видя это, мы взываем ко Господу: возьми, сними с меня это бремя тяжкое греха, дай мне слезы умиления, дай мне почувствовать легкость жизни с Тобой, дай мне силы в покаянии низвергнуть это бремя!
И действительно, бремя тяжкое греховное – это то, что взывает к нашему сознанию, нашему сердцу о покаянии. Наша душа томится от тяжести греховной. Но нам дан путь Великого поста, чтобы получить слезы умиления, ту радость, которую приносит нашей душе снятие бремени грехов, покаяние, таинство исповеди. Чтобы мы все больше стремились к этому таинству, в котором снимается бремя греха, где мы можем получить дар от Бога – слезы умиления. Как становится легко нашей душе, когда Господь снимает в таинстве покаяния это тяжкое бремя грехов!
Мы должны, дорогие братья и сестры, все больше и больше чувствуя это бремя, эту тяжесть, противостать греху, бороться с ним, чтобы это бремя тяжкое снова нас не давило. И время великопостное – это время, когда мы можем все больше чувствовать, как тяжек грех в нашей душе и какая легкость умиления приходит в наше сердце, когда Господь снимает это бремя греха. К этому нас зовет покаянный канон: чувствуя бремя греха, обращаться ко Господу в нашем покаянии, в нашем желании освободиться от него.
Но произволение наше – это путь умиления в нашем сердце. Господь, видя нашу боль, наши желания освободиться от греха, приходит к нашему сердцу, благословляет его, подымает, дарует ему чувство умиления. Неизреченное чувство, которое ни с чем не может быть сравнимо. Потому что когда снимет Господь тяжесть бремени греха, душа не только подымается от тяжести этого бремени, не только чувствует, как это прекрасно, но также в это время мы перерождаемся внутри. Это и есть умиление: переродиться.
Но какое может быть у нас умиление, если мы нашей волей не до конца отвергнем грех, не до конца его осудим, не до конца его возненавидим? Не будет в нашей душе этого глубокого умиления. Ведь слезы умиления – это, с одной стороны, чувство того, как страшен грех, как он давит, а с другой стороны, — понимание того, как прекрасно состояние возрождения нашей души.
К этому зовет нас и покаянный канон, и весь Великий пост: чтобы мы пришли к Пасхе с умилением наших сердец. Ведь умиление сердца — это самое дорогое в нашей душе. Потому что когда мы проливаем слезы умиления, мы чувствуем, как страшен грех, как с ним надо бороться, как надо противостать ему, ведь он приносит нам только скорби и давит нас, не дает нам жить, несет в нашу жизнь только печаль, страдания, отчаяние.
Как дорого должно быть наше умиление, это возрождение нашей души, чтобы оно нам напоминало, дорогие братья и сестры, о возрождении нашей души в таинстве покаяния, о неизреченности бытия в Боге, чтобы мы все больше и больше ненавидели грех, отвергали его, уходили от него, чтобы не искуситься, не впасть в тяжесть этого бремени и чувствовать снова жизнь и радость.
К этому нас зовет покаянный канон: уходить от искушений, от всего того, что снова ввергает нас в грех, из-за чего мы снова будем раздавлены тяжестью его бремени. Пусть это тяжкое греховное бремя всегда нам напоминает, как оно ужасно, как томится наша душа, как хочется выйти из-под этой тяжести и жить другой жизнью. Поэтому мы взываем: возьми, Господи, сними с меня это тяжкое бремя греховное, чтобы освободиться от этой тяжести. Взываем к благоутробному милосердному Господу, который хочет нашей радости, нашей жизни, нашей легкости.
Господь любит нас. Он взошел на Крест, чтобы нам напомнить, что Он пришел снять это тяжкое греховное бремя с наших душ, чтобы дать нам радость, чтобы дать нам почувствовать, что есть любовь, что есть сама жизнь, что есть сама радость. Какая может быть радость, если бремя греховное давит нашу душу? Под тяжким бременем одна только печаль, одна скорбь.
И пусть радость умиления будет для нас всегда самой важной, желанной. Потому что Сам Христос Господь идет на Крест для того, чтобы снять с нас это бремя, для того, чтобы быть с нами, чтобы показать, как приятна жизнь с Господом, жизнь по Его заповедям, и как она тягостна без Него.
Пусть это греховное, тяжкое бремя всегда нам напоминает, дорогие братья и сестры, что Господь к каждому из нас пришел, чтобы мы возненавидели грех, отвергли его, помнили, что он несет в нашу жизнь только скорбь. И как бы грех нас ни искушал, что бы нам ни предлагал, наше христианское сознание должно нам напомнить, что из-за греха в нашей душе будет только тяжесть этого бремени, и наша совесть будет томиться под этой тяжестью, ожидая освобождения от нее.
И пусть Господь нам поможет преодолеть в себе это бремя, пусть Он придет, возьмет его с наших душ и даст нам радость умиления, радость освобождения. Что может быть радостнее, чем освободиться от греха, от его объятий, от его силы, привлекающей нас? Эту силу мы должны всегда видеть. Ведь грех обманывает нас.
Но мы должны быть воинами Христовыми, которые воюют против греха, которые отвергают свою волю, ищут волю Божию и любят свой крест, все спокойно переносят. Пусть Господь нам, дорогие братья и сестры, поможет освободиться от этого греховного бремени в слезах нашего умиления. Аминь.