Новости прихода

Выставка православных икон Святой Варвары в Тоскане

17 (4) декабря –день памяти Святой Великомученицы Варвары

Св. Варвара Великомученица († ок. 306) родилась в семье знатного язычника Диоскора.

Выставка православных икон Святой Варвары в ТосканеКогда однажды ее отец начал постройку роскошной бани, Варвара приказала сделать в ней три окна, а не одно, как было задумано отцом. Вернувшись домой после отлучки, Диоскор потребовал от дочери объяснений, почему здание бани построено не так, как он задумал: Варвара ответила, что три окна, через которые льется свет, символизируют Пресятую Троицу. Ответ привел язычника в ярость, и он, жестоко избив Варвару, сообщил о происшествии правителю Маркиану, который, увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать ее принести жертву идолам. Святая отказалась им поклоняться, и тогда разгневанный правитель велел выставить ее обнаженной перед толпой, скрести тело сырыми бычьими кожами и растирать власяницей раны до тех пор, пока оно не стало кровоточить. Затем Варвара была брошена в темницу, где ночью ей явился Господь и, ободрив, исцелил от ран.

Утром правитель приказал привести ее на суд. Увидев исцеленные раны, он попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги, но Варвара отвечала, что ее излечил Сам Христос. Тогда разгневанный Маркиан приказал подвесить мученицу, драть ее бока железными когтями, прижигать уже разодранное тело горящими свечами и бить по голове молотом. Одна благочестивая женщина по имени Иулиания в присутствии правителя заплакала, сострадая мученице. Узнав, что она тоже христианка, Маркиан приказал подвергнуть ее тем же мучениям, что испытала Варвара. Когда мученицы мужественно выдержали пытки, Маркиан велел отрезать им груди. Затем он приказал выставить Варвару у всех на виду обнаженной и безжалостно бить, но Господь послал ангела, дабы прикрыть ее наготу. Наконец, правитель приговорил Варвару и Иулианию к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери. После молитвы Варвара, преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки; Иулианию же казнил один из воинов.

…В тосканском городе Печчоли, что недалеко от Пизы, существует совершенно уникальное учреждение, вероятно, единственное в Западной Европе — музей русской иконы (Museo delle Icone Russe): лет десять тому назад мне посчастливилось быть на его открытии.

Ядро музея составила коллекция журналиста и деятеля культуры Франческо Бигацци, ныне советника по культуре в Генеральном консульстве Итальянской Республики в Санкт-Петербурге. Он официальным образом покупал иконы в Москве в 1970-80-е гг., когда работал в СССР штатным корреспондентом итальянского агентства информации, а так как иконы не совсем уж старинные – XVIII-XIXвеков, то ему затем позволили их вывести.

Вокруг этого первоначального собрания Бигацци вот уже несколько лет развертываются разного рода события.

Одно из них – это ежегодная выставка «Все Святые», открытие которой приурочено к католическому одноименному празднику, приходящемуся на 1 ноября. В этом году выставку «Все Святые» посвятили Св. Варваре, необыкновенно чтимой и в Италии – местные пожарники, к примеру, почитают ее своей Небесной покровительницей.

Образовалась уникальная возможность – в один момент осмотреть самые лучшие образы Великомученицы.

***

Варвара является воистину народной Святой и среди славянских православных народов. Практически в каждом русском, украинском или белорусском храме можно встретить ее икону; ей посвящено множество отдельных церквей. Почитание Св. Варвары перенеслось на Древнюю Русь, прародину трех братских народов, вместе с христианством тысячу лет тому назад из Византии, и в течении веков оно приобрело и свои специфические черты, связанные с местной историей и культурой.

Из Византии вместе с культом Святых пришел и культ их мощей, который, в отличие от Западной Церкви, в нашей Церкви теперь переживает новый расцвет.

О том, что мощи Варвары находятся в Венеции на острове Торчелло, впервые узнали на Руси от анонимного жителя Суздаля, участника делегации на Ферраро-Флорентийский Собор (1437-1440). Считалось, что в Венеции хранится обезглавленное тело Великомученицы и что глава ее осталась в Византии: паломник XV века, Стефан Новгородский, описывает храм Св. Варвары в Константинополе и находившуюся там главу. Этот цареградский храм был хорошо известен на Руси: основанный в VI в., когда император Юстиниан перенес мощи Варвары в столицу, он, до падения Византии, привлекал особое внимание паломников. Так, другой новгородец, Антоний еще в 1200 г. описал этот храм, упомянув о хранившейся там отрезанной и окаменевшей груди Варвары, из которой сочились кровь и молоко.

В Венеции мощи Св. Варвары сейчас почивают на острове Бурано. Мы попросили о. Алексия Ястребова, настоятеля венецианской общины РПЦ МП, поделиться своими расследованиями, которые должны выйти в составе обширной книги «Святыни Венеции». Вот что рассказал батюшка: «Мощи Св. Варвары были подарены императором Василием II (Болгаробойцем) венецианцу Джованни Орсеоло, сыну дожа Пьетро II Орсеоло, в начале XI века. Джованни прибыл тогда в Царьград для женитьбы на племяннице императора, Марии. Во время венчания, совершенного самим патриархом, императоры-соправители – Василий II и Константин VIII – держали венцы над головами брачующихся. Юноша удостоился звания патриция, а Мария получила от дяди в дар мощи Св. Варвары. Первоначально в 1003 г. положенная в базилике Св. Марка, святыня была затем перевезена на остров Торчелло, в монастырь Св. Иоанна по просьбе Орсо, епископа Торчелло. В обители она оставалась вплоть до ее упразднения при Наполеоне, после чего была перенесена в церковь Св. Мартина на остров Бурано. В настоящее время мощи хранятся в оратории Св. Варвары (Оratorio Santa Barbara) рядом с церковью Св. Мартина. В ходе освидетельствования мощей в 1991 г. были отделены кости, принадлежащие женщине, от смешанных с ними останков неизвестного мужчины».

Однако в Киеве сложилась и своя собственная история реликвий Св. Варвары. Неизвестная в Италии, она заслуживает более подробного пересказа.

Украинские предания сообщают, что мощи Святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью византийского императора Алексея I, вышедшей около 1103 г. замуж за князя Святополка II. Они были положены в киевском Свято-Михайловском монастыре. Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты священниками под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях сообщает позднейшая повесть (написанная в 1670 г.) Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского монастыря в Киеве. Посетивший Киев в 1656 г. Антиохийский Патриарх Макарий слышал там другое древнее предание о перенесении мощей в Киев — в связи с браком принцессы Анны с князем Владимиром, Крестителем Руси. Однако более умеренная церковная традиция считает, что перенесение мощей Варвары в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи.

Известно, что в 1644 г. к мощам в Киев совершил паломничество канцлер Польского Королевства Георгий Осолинский. Он получил в дар от киевских монахов часть перста правой руки Варвары. Когда в1651 г. Киев временно был захвачен литовским гетманом Янушем Радзивиллом, им были взяты частицы мощей от грудей и от ребра святой и увезены в Литву, но затем они там пропали. В Свято-Михайловском монастыре первоначально мощи Варвары покоились в кипарисовом гробу, затем — в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы, и, наконец, — в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в1847 г. петербургскими мастерами. Поклонения мощам входило в обязательный маршрут пешеходного паломничества в Киев. В 1930-е гг. Михайловский монастырь был закрыт и позднее разрушен, а мощевик перенесен в музей. Однако после падения советского строя мощи Варвары были возвращены Церкви и теперь хранятся в киевском Свято-Владимирском соборе.

За молитвенной помощью Варвары православные обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтеров и артиллеристов. В 1999 г. ее икона по благословению приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II побывала на борту орбитальной космической станции «MИР».

Михаил Талалай